Урмила матаджи (ACBSP)
- Подробности
- Просмотров: 4095
Урмила деви даси служит Шриле Прабхупаде с 1973 г., разрабатывая учебные проекты ИСККОН для начального и среднего образования. Ее милость – заслуженный педагог. Университет Северной Каролины (США) присвоил ей ученую степень в области педагогических наук. Я выросла на Манхэттене, который кишит представителями разных культур и религий. Живя в таком коллаже, я восхищалась индийскими женщинами, прогуливавшимися в нарядных сари по Пятой авеню. В школе учебники по географии для начальных классов высмеивали «примитивную» культуру Индии, в частности, закон перевоплощения. Хотя мне тогда было восемь лет, этого упоминания было достаточно, чтобы принять перевоплощение как самый ясный ответ на многие загадки жизни.
Я даже написала об этом сочинение, что не очень понравилось моему учителю по ивриту. Однако мой интерес к Индии рос, и когда мне было десять лет, подруга моей матери, зная мое увлечение, сшила мне сари из шафрановой материи. Моя старшая сестра с мужем жили тогда в Нью-Йорке, в Нижнем Ист-Сайде, который в 60-е годы был местом паломничества хиппи. Однажды в возрасте 12 лет, прогуливаясь по Ист-Вилледжу среди психоделических магазинов, заполненных постерами, экзотической одеждой и благовониями, я заметила «магазинчик Кришны». С темной лестничной площадки доносился киртан Шрилы Прабхупады, смешанный с рок-н-роллом. Мне стало интересно, и я вошла внутрь. Магазин был очень маленьким. Его интерьер заполняли пестрые индийские одежды и красивые рисунки, изображающие игры Кришны. Поскольку все там показалось мне родным и близким, я стала регулярно посещать этот магазинчик. Иногда я часами оставалась там, рассматривая привлекательные изображения Кришны. Я даже не спрашивала о значении рисунков, эмблем и музыки (маха-мантры Харе Кришна в исполнении Шрилы Прабхупады), которая непрерывно играла в магазинчике. К моему огорчению, магазинчик внезапно закрылся. С тех пор я стала реже бывать в Ист-Вилледже. С четырнадцати лет я стала посещать Еврейскую теологическую семинарию, где, изучая Библию, обнаружила указания на личностную природу Бога. Ранее мне казалось, что Бог – это безличная сила, но описанные в Библии отношения между Господом и Его преданными потрясли меня. Моисей говорил с Богом лицом к лицу, как друг говорит с другом. Я задумалась: «Означает ли это, что Бог — личность и что возвышенный человек даже в этом теле может увидеть Его?» Уже в пятнадцать лет я задумалась о своем будущем. Меня интересовал духовный процесс, который можно было бы практиковать естественно, на протяжении всей жизни. Так проявилось мое стремление к истине. Я читала много книг по философии имперсонализма и старалась жить естественно, в ногу со временем. Ища духовность, я попала в ловушку имперсонализма, и моя жизнь стала пустой, потеряв всякий смысл. У меня была цель слиться с Богом, чтобы стать «одним целым», но во время «медитации» мне становилось страшно. В такие моменты я понимала, что не хочу терять свою индивидуальность! Слушать радио в те годы было частью моего утреннего ритуала, так же как завтрак с отцом и гимнастика. Однажды я услышала божественную, неописуемо прекрасную песню, доносившуюся из радиоприемника. Композицию переполняли чарующие звуки незнакомых инструментов, служивших фоном для насыщенного женского голоса, который пел на непонятном языке: «Говиндам ади пурушам». Я замерла, почти перестав дышать: «Что это за чудесная песня!?» Ночью мне приснился сон: у меня были все музыкальные произведения, кроме этого; я лихорадочно искала его, и проснулась неудовлетворенной. Начались поиски… В конце концов, я нашла этот альбом в одном из крупных магазинов Манхэттена. Выпущенный Джорджем Харрисоном, к тому моменту он уже был очень популярен в Европе. Внутри диска были два изображения, которые я поместила на стене своей комнаты, рядом с постерами хиппи. Вскоре после покупки этого альбома я встретила мальчика Билла в школьной библиотеке. Он читал книгу, на обложке которой была та же картинка, что и у меня на стене. В этой книге о Кришне было много роскошных иллюстраций. Я торопливо листала ее, пытаясь вобрать в себя как можно больше, пока не начался следующий урок. «Эта книга прекрасна! — сказала я. — У меня есть такая же картина, как и на ее обложке». «Правда? – посмотрел на меня Билл. – Хочешь сходить со мной в храм в воскресенье?» - В храм? — все еще не улавливая связи между книгой, песней и магазинчиком, спросила я. Храм Кришны располагался в Бруклине. Как только я вошла туда, все мои чувства — глаза, нос, уши и ум — восприняли то, о чем пелось в песне. Я не могла сравнить это ни с какими другими переживаниями. В то воскресенье все гости качали на качелях маленькие божества Радхи и Кришны. Мы танцевали вокруг деревца Туласи и вкушали блюда, которые были для меня новыми и в то же время казались очень знакомыми. В действительности, в храме все полностью отвечало моим внутренним поискам и было настолько родным, что я захотела там остаться. Я осталась после программы и поговорила о философии с Шримати Джадурани, с удивлением обнаружив, что согласна со всеми ее идеями. На следующей неделе я спросила одну матаджи из храма: «Можно ли мне жить здесь?» Она посмотрела на Билла и, решив, что мы женаты (хотя нам было по 15 лет и мы едва знали друг друга), сказала: «Храм переполнен. Вам придется снять квартиру поблизости». Из-за этого недоразумения я больше не ходила в бруклинский храм — до тех пор, пока не переехала в него, спустя годы, со своей семьей. Я думала: «Зачем возвращаться? Эта философия прекрасна, но непрактична для меня». Все же с того времени я стала отождествлять себя с «Харе Кришна», и на стене у меня появлялось все больше и больше изображений Кришны. Не пустив меня в храм, Кришна подготовил на пороге моего духовного пробуждения колею разочарований. Одновременно с отторжением философии имперсонализма, которую я считала единственной духовной истиной, я переключила свое внимание на материальные цели — но ненадолго. Очень быстро я отказалась от материалистичной логики. Началось это с того, что в старших классах я вступила в дискуссионный клуб. За год я вышла в четвертьфинал на национальных соревнованиях. Победить в споре означало — быть более сообразительным, чем твой оппонент, и цитировать авторитетных авторов. Этому я научилась очень хорошо. Но чем более искусной в споре я становилась, тем большее отвращение испытывала к материалистичным решениям и логике. Мои друзья по клубу готовились к учебе на юридическом факультете, я же искала выход из тупика. Отвергнув как духовные, так и материальные ценности, я жила как во сне, без определенного направления. В конце концов, я взмолилась: «Дорогой Господь, пожалуйста, помоги мне!» Несколько дней спустя я гуляла по кампусу с подругой Сэнди, и мы зашли к ее другу Стиву. У него на полу я заметила «Бхагавад-гиту как она есть». У меня вырвалось: «Это книга «Харе Кришна», да?» «Да, — ответил Стив. – Один из них продал ее мне в Нью-Йорке. Хорошие иллюстрации. Хочешь взять?» Он поднял книгу, протер ее и протянул мне. Книги открывают нам глаза или просто освежают. Но «Бхагавад-гита» представляла собой сокровенный диалог, в котором кто-то читал мое сердце и мысли, знал все мои сомнения и вопросы, давая на них совершенные ответы. В книге говорилось, что этот мистический некто — Кришна, Верховный Господь. Я поверила в это, поскольку никакой смертный не мог открыть истины, поведанные в «Бхагавад-гите». Один из вопросов Арджуны поразил меня до глубины души: «Что заставляет человека поступать греховно, даже против своей воли?» Я ахнула: да это же про меня! Я уже ненавидела собственную жизнь, полную бессмысленных разговоров и иллюзорных удовольствий! Ответом Кришны было разочаровывающее утверждение: «Все из-за вожделения». После чтения книги я решила бороться с вожделением! Я делала попытки искусственно держать в узде свои вожделение, жадность и гнев — без общения с преданными Кришны. Понимая все материальным умом, я старалась контролировать свои поступки и язык, не разобравшись с желаниями. В 1973 году меня направили на практику гидом в Музей науки и промышленности в Чикаго. Я попыталась найти там храм Кришны – но безрезультатно. Работа в музее заключалась в долгих часах исполнения скучных обязанностей дежурного, во время которых я всегда напевала про себя мантру из моего любимого альбома. Воспевание Святых имен очищало мое сердце, шаг за шагом делая то, чего я добивалась внешними способами. Постепенно я начала видеть людей и мир в новом свете. Однажды в метро по дороге на работу я встретила преданного с журналами. Оказалось, что храм расположен всего в двух кварталах от общежития, где я жила. Так близко! Как же я его не заметила? В храме один брахмачари спросил меня: «Почему Вы не переезжаете в храм?» Я сказала, что у меня собственный путь и мне не нужен духовный учитель или духовное движение (сознавая при этом, насколько мои слова далеки от истины). Тогда он сказал: «Разве Вы уже не принимаете множество разных авторитетов? Почему бы не принять настоящего?» Я поникла. К своему великому стыду я осознала, что в философии «ищи свой путь» и «следуй своему сердцу» все знания приходят извне, хотя и подтверждаются внутри. «Да, — тихо ответила я. — Это правда». Два дня спустя я попросилась пожить в храме. Президент храма, Шри Говинда прабху, посмотрел на меня и ледяным голосом произнес: «Мы рано встаем». Я ответила, что всю жизнь просыпаюсь рано и мне это будет несложно. - У нас четыре принципа – запрещается незаконный секс, интоксикации, азартные игры и нельзя есть мясо, рыбу, яйца. Вы сможете это соблюдать? - О да, я очень хочу. Даже непродолжительное проживание в храме дало потрясающий результат. Все то удовлетворение, удивление и восторг, что я получала на воскресных пирах в Бруклине, было в сто раз меньше того, что давали утренние службы. Меня сильно вдохновляла философия. Преданные объяснили, что на самом деле у Бога есть духовная форма и что в Своих любовных отношениях с преданными Он являет трансцендентные эмоции и игры, которые искаженно отражаются в этом мире. В общении с преданными мне полностью открылась суть кармы и реинкарнации, что примиряло существование людских страданий с безграничной добротой и справедливостью Бога. Вдохновленная, я приняла решение: по окончании учебного года в колледже переехать в храм навсегда. Вернувшись в Вермонт, я купила ткань для сари и стала ходить на все занятия в сари с тилакой. Материал для сари, который я купила, был слишком плотным, коротким и узким, при этом я носила кожаные ботинки с бахромой, зашнурованные до колен. Конечно, я выглядела немного глупо, но этот наряд напоминал мне о Кришне. В колледже все стали называть меня «Харе Кришна». Однажды группа преданных приехала в наш кампус распространять литературу и обсуждать философию. Студенты отправили их в мою комнату. Встретившись с ними, я почувствовала огромную поддержку Кришны. Зная, что я не могла поехать к Его преданным, Он Сам прислал их ко мне! Теперь, узнав адрес бостонского храма, я начала возить своих любопытствующих друзей на воскресные программы. Однажды я решила устроить собственную воскресную программу для всего общежития. Я приготовила большой пир: луглу, ладду, сладкий рис, гулабджамуны и огуречную райту. Но самым сладким было счастье, которое я испытала, поделившись с другими сознанием Кришны. Мое решение — посвятить свою жизнь Кришне — стало главным вопросом для обсуждения, когда я приехала домой на каникулы. Моя мама все время плакала. Она не могла понять, что моя жизнь естественным образом привела меня на этот духовный путь. Конечно, мой фанатизм на начальном этапе мешал найти общий язык с матерью. Отец тщательно изучил наши книги и, выслушав мой рассказ, с любовью произнес: «Я так рад, что ты ищешь Бога! Я хочу одного — чтобы ты была удовлетворена в своей вере». Затем, улыбнувшись, он признался: «Когда мне было восемнадцать, я тоже хотел найти духовную истину, но меня отвлек брак и бизнес. Я очень рад, что ты хочешь жить духовной жизнью». 17 июня 1973 года, проведя три дня дома, я получила приглашение на церемонию установления больших мраморных Божеств Радхи и Кришны в чикагском храме. Кришна меня звал – и я села на самолет, который летел в духовный мир… Мы каждый день выходили на харинамы. В первый день, когда я переехала в ашрам, было установление Божеств. На второй день я пошла на харинаму, а на третий — уже распространяла книги в аэропорту. Я читала 2 круга мантры, толком не понимала, что Бог — личность и что я представляю ИСККОН. Первые две недели у меня возникало желание все оставить, поскольку в храме была строгая дисциплина и аскетичные условия для тела. Я была из богатой семьи, поэтому жизнь в храме казалась мне достаточно сложной. Именно распространение книг дало мне сильную веру, так как на санкиртане я могла победить любую философию — любого, кто спорил со мной. Я уверена, что распространение книг утвердило во мне желание оставаться с преданными. Поначалу мы ходили на санкиртану в так называемых дхоти и сари. Мы покупали в магазине грубую, тяжелую ткань, и все были одеты либо в шафран — если не семейные, либо в белое — если семейные. Мужчина или женщина — не имело значения. Помню, сари на мне было настолько тяжелым, что для того, чтобы удержать ткань на голове, требовалось застегивать ее огромной булавкой, а на харинаме во время танца оно двигалось, кидая меня во все стороны. Мы выглядели достаточно смешно, но были полны энтузиазма. Затем в августе 1973 года к нам приехала группа санкиртаны Би-би-ти, в которую входили такие личности, как Трипурари Свами, Прагхош прабху и Шримати Мулапракрити. Был кто-то еще, я уже не помню всех. Они сказали, что мы должны носить западную одежду и распространять большие книги в аэропорту. Мы надели длинные юбки и пиджаки в деловом стиле, приделав вместо пуговиц огромные значки с изображением яблока, как лейбл студии Джорджа Харрисона. Распространяя книги, мы говорили о том, что сам Джордж Харрисон спонсировал книгу «Кришна» и воспевает Харе Кришна. Значение распространения книг огромно. Шрила Прабхупада приводил в пример коммунистов, которые утверждали свою власть через литературу. То, что вы имеете возможность сказать в книгах, не всегда может быть высказано лицом к лицу. Люди должны осмыслить ту или иную идею. Получить наши книги — значит получить общение святых вайшнавов. Если человек приобретает их — это все равно, что у него дома поселяются садху, которые освящают его дом. Таким образом, Кришна через книги начинает напрямую общаться с людьми. Вы можете не принять и не оценить мою презентацию или проповедь, но почитать книгу – это не проблема. Кроме того, книги показывают, что наше Движение, в основе которого лежит вечная истина, абсолютно авторитетно. Материал подготовили Радхика Раман дас и бхн.Ольга Нежинец.