Урмила матаджи. Как воспитать детей в сознании Кришны

Мы сидим в аэропорту в Калькутте и ждем объявления на посадку. Самолет уже опаздывает на 3 часа. На потолке много вентиляторов, но они почти не помогают освежить воздух, загрязненный сигаретным дымом и запахом пота. Мой 10-летний сын и я сидим у двери, у приоткрытой щелочки, но эффект от этого незначительный. Я разговариваю с монахиней из Пуны в синем сари, которая желает нам всего наилучшего в нашем духовном развитии. Потом я беседую с одной парой, принимающей экзамены в Европейские и Американские колледжи.

Затем один мужчина из Индии задает неминуемые вопросы.

«Это ваш сын?»

«Да. У нас еще есть 17-летний сын, и 13-летняя дочь.»

«Они тоже практикуют Харе Кришна?»

«О, да.»

«Вы их принуждаете?»

 

Я делаю последний глоток из моей бутылки с минеральной водой и подаюсь вперед.

Принуждение. Каждый хочет знать если мы принуждаем. Преданные из нашего проекта в Майяпуре подробно обсуждали эту тему со мной, и вот, теперь снова. Безусловно наши трое детей не чувствуют себя принужденными.  Конечно, мы ожидаем, и в какой-то степени требуем, чтобы они активно и старательно участвовали в нашей духовной жизни, особенно в повторении Харе Кришна мантры.  Но как можно заставить участвовать добровольно? Я уже объясняла это бесчисленное количество раз, и теперь снова я молю Господа дать мне разум, и способность не замечать дым от второсортных сигарет.

«Мне не нравится слово принуждать», - говорю я наконец. –«Разве родители не ‘принуждают’ своих детей чистить зубы и одевать чистую одежду? И все-таки ни родители, ни дети не воспринимают это как принуждение. Почему?»

«Мы пытаемся объяснить причину, зачем это делать».

«Да. И мы показываем на своем примере».

«И в привычках?»

«Да. Мы стараемся развивать духовные привычки у детей. Конечно, духовная жизнь и любовь к именам Кришны – это естественно для души, поэтому эти вещи не навязываются внешними привычками. Но вырабатывание привычек у детей позволяет им принимать за естественное то, что на самом деле естественно».

«Например то, что вы рано встаете, да?»

«Да, в 3:30. Для наших детей это привычное время для подъема. Для них 6 утра – это поздно. Это так же, как любой нормальный человек предпочитает свежий воздух и чистые легкие. Не так, как в этом зале».

Мы оба отклоняемся назад, и мой сын, Кешава, продолжает читать мантру на четках.

«Мата», - обращается он ко мне, - «Можно я выйду и прогуляюсь вокруг аэропорта?»

«Конечно».

Я поворачиваюсь к мужчине. «Иногда может показаться, что мы требуем что-то от своих детей, но мы только пытаемся пробудить их естественную тягу к Кришне. Это то же самое, что учить детей чистить зубы каждый день, чтобы им самим было неприятно, когда у них зубы остаются нечищеными».

Мой собеседник, кажется, удовлетворен, и возвращается к своей газете.

Как же мы прививаем нашим детям любовь к духовной жизни? Во-первых, мы окружаем их духовной деятельностью, особенно чтением мантры Харе Кришна, и стараемся защищать от всех возможностей привлечься чем-то в страсти и невежестве. Эти предосторожности не ограничивают детей. Делать это так же разумно, как окружать детей чистотой в доме, или отмывать грязь от одежды, пола и мебели. Позволять детям жить в грязи не помогает им развиваться.

Точно так же, как когда мы кладем чистую одежду к ним в шкаф, мы ожидаем, что они ее и наденут, точно так же мы усаживаем своих детей рядом, когда читаем мантру, и мы ожидаем что они присоединятся к нам,. Мы обучаем своих детей Харе Кришна мантре, показываем как правильно перебирать бусинки на четках, учим их играть на музыкальных инструментах, и  каждый день даем им какие-то наставления точно так же, как каждый день мы тратим время, чтобы проверить, что они одеты по погоде или выполнили свои обязанности.

Легко понять как учить механическим, внешним аспектам, но разве возможно научить внутренним ощущениям, чувствам?

Обучая внешним вещам, мы, конечно же, даем мощное, но неуловимое послание: «Это важно!» Например, если мама во время повторения джапы настойчиво просит, чтобы ее маленький ребенок играл тихо, ребенок понимает с какой серьезностью она относится к своей джапе. Поэтому позже ребенок естественно будет следовать такому же стандарту.

Помимо этого, родители могут подавать пример детям своим собственным стремлением достичь духовного совершенства. Дети увидят, что это служение приносит радость, и что оно свободно от лицемерия и эгоизма. Поэтому постоянное вовлечение в философию Сознания Кришны будет приносить им вдохновение.  Наконец, мы можем молиться Кришне, находящемуся в сердцах наших детей, чтобы он открыл им свое великолепие.

Милостью Кришны, когда наши дети подрастут, они сознательно выберут стремление к настоящему сокровищу, любви к Богу.

Биография м.Урмилы, ученицы Шрилы Прабхупады