Женский портрет в Шримад Бхагаватам

Шримад Бхагаватам, Бхагавата-пурана – это основное писание для Гаудия-вайшнавов. Давайте посмотрим какой портрет женщины рисует Шримад Бхагаватам и помедитируем на него.

Конечно, в Бхагаватам можно встретить описание и низшей, негативной природы женщины и высшей. Например,

ШБ 6.18.42 — Заботясь о себе, женщины разыгрывают любовь к мужчинам, но на самом деле они никого не любят. Женщин считают образцом святости, но ради личной выгоды они готовы убить или обречь на смерть собственного мужа, сына или брата.

НО Прабхупада объясняет в комментарии:

Комм: Подобные естественные наклонности женщин или мужчин проявляются только в тех из них, кто находится во власти телесных представлений о жизни. Однако, возвышаясь духовно, и мужчина, и женщина способны полностью избавиться от отождествления себя с телом. Мы должны видеть в женщинах лишь вечные души (ахам брахмасми), чье единственное предназначение — приносить радость Кришне. Только тогда мы сможем выйти из-под влияния гун материальной природы, которое испытывает на себе каждый, кто получил материальное тело.

 

Мы же сконцентрируемся сейчас на позитивном описании женского портрета в Бхагаватам, потому что известный принцип гласит: на что я медитирую, те качества я и обретаю. А думаю женщины хотят развить в себе именно духовность, а не недостатки. И мужчины рады были бы видеть святых женщин рядом с собой, а не деградировавших т.н. женщин.

 

  1. 1.      Может преодолеть невежество и иллюзию – ШБ 2.7…

«Шримад Бхагаватам» (3.24.18):

«Затем Господь Брахма обратился к Девахути: О дочь Ману, тот самый Господь, Верховная Личность Бога, который убил демона Кайтабху, находится сейчас в твоем чреве. Он разрубит все узлы твоего невежества и сомнений, а затем обойдет весь мир.

«Шримад Бхагаватам» (7.7.54, Наставления Прахлады Махараджи):

«Друзья мои, и вы (якши и ракшасы), и неразумные женщины, и шудры, и пастухи, и птицы, и низшие животные, и даже самые грешные существа – все могут возродить свою изначальную, вечную духовную жизнь; для этого нужно просто встать на путь бхакти-йоги.

2.7.46:

Души, предавшиеся Господу, даже если они принадлежат к тем, кто ведет греховную жизнь: женщинам, рабочим, горцам или коренным жителям Сибири, — и даже звери и птицы тоже могут постичь науку о Боге и вырваться из оков иллюзорной энергии, если предадутся чистым преданным Господа и будут следовать по их стопам, встав на путь преданного служения.

  

2. Совершает тапасью и очищается от корыстных желаний, злобы и гнева – Дити 

ШБ 6.18.68 — Поклонение Верховной Личности Бога очистило сердце Дити. Встав с ложа, она увидела сорок девять своих сыновей вместе с Индрой. Они сияли, словно пламя, и были вполне дружелюбно настроены к Индре. Очистившаяся Дити очень обрадовалась этому.

  

3. Осознавшие бессмысленность материальных наслаждений – Пингала

"Шримад Бхагаватам", 11 песнь, глава 8 «История Пингалы», тексты 43-44:

Авадхута сказал: Так, приведя в порядок ум, Пингала порвала со всеми своими греховными желаниями наслаждений сексуальными удовольствиями с любовниками, и обрела совершенное умиротворение. Допев эту песнь, она села на свою кровать.

Материальное желание, несомненно, порождает величайшее несчастье, а свобода от такого желания порождает величайшее счастье. Поэтому, полностью порвав со своим желанием наслаждаться так называемыми любовниками, очень счастливая Пингала, уснула.

 

4. Интересующаяся духовной наукой – Девахути

«Учение Господа Капилы, сына Девахути» (13. Идеальное знание через предание, Текст 30):

«Мой дорогой сын Капила, я всего лишь женщина. Мой разум слаб, и потому мне трудно постичь Абсолютную Истину. Но если Ты соблаговолишь рассказать мне о ней, то даже я, женщина, смогу постичь Ее и обрести трансцендентное счастье.

 

5. Знает у кого просить прибежище (и получает его) – Уттара (когда Ашваттхама выпустил брахмастру в ее плод)

ШБ 1.8.8 — Взойдя на колесницу, чтобы направиться в Двараку, Он увидел спешащую к Нему испуганную Уттару.

ШБ 1.8.9 — Уттара сказала: О Господь богов, о Господь вселенной! Ты — величайший из мистиков. Умоляю тебя, защити меня, ибо в этом мире двойственности никто, кроме Тебя, не сможет вырвать меня из когтей смерти.

ШБ 1.8.10 — О мой Господь, Ты всемогущ. Огненная железная стрела стремительно приближается ко мне. О мой Господь, если на то Твоя воля, пусть она спалит меня, но не дай ей сжечь и выкинуть мой плод. Окажи мне эту милость, о мой Господь.

ШБ 1.8.11 — Сута Госвами сказал: Спокойно выслушав ее, Господь Шри Кришна, всегда очень благосклонный к Своим преданным, сразу догадался, что Ашваттхама, сын Дроначарьи, желая уничтожить последнего отпрыска рода Пандавов, выпустил брахмастру.

ШБ 1.8.12 — О величайший из великих мыслителей [муни] [Шаунака], все пятеро Пандавов, увидев ослепительную брахмастру, приближающуюся к ним, взялись каждый за свое оружие.

ШБ 1.8.13 — Увидев, какая большая опасность угрожает Его чистым преданным, душам, полностью предавшимся Ему, всемогущая Личность Бога, Шри Кришна, тут же взял Свой диск Сударшану, чтобы защитить их.

  

6. Не имеет привязанности к семье и родственным связям – Сати

ШБ 4.4.22 — Ты оскорбил лотосные стопы Господа Шивы, и мне остается только пожалеть, что мое тело порождено твоим. Я стыжусь нашего родства и презираю себя за то, что мое тело осквернено родством с человеком, который нанес оскорбление лотосным стопам величайшей личности.

  

7. Верная жена – Сита

ШБ 9.10.27 — О баловень судьбы, охваченный вожделением, ты не смог по достоинству оценить могущество Ситы. Проклятый ею, ты утратил все величие и погиб от руки Господа Рамачандры.

 

8. Защищает свою честь

ШБ 9.10.20 — Так воины Господа Рамачандры разгромили войско Раваны, которое было обречено на поражение из-за того, что гнев Ситадеви навлек проклятие на голову Раваны.

 

9. Дающая рождение великим преданным – мать Дхрувы (Сунити), Прахлады (Каядху), Капилы (Девахути), Рамы (Каушалья) и Кришны (Деваки и Яшода)

«На самом деле женщина является энергией мужчины. История свидетельствует, что за каждым великим мужчиной стояла либо мать, либо жена». Шримад-Бхагаватам 4.26.15, Комментарий Шрилы Прабхупады

 

10. Дхарма-патни (защищает дхарму) – Мандодари, жена Раваны.

ШБ 9.10.26 — О мой господин! О повелитель! Ты заставлял всех страдать, поэтому тебя прозвали Раваной. Сейчас, когда ты повержен, мы повержены вместе с тобой, ибо без тебя враг завоевал Ланку. Кто теперь ее защитит?

ШБ 9.10.27 — О баловень судьбы, охваченный вожделением, ты не смог по достоинству оценить могущество Ситы. Проклятый ею, ты утратил все величие и погиб от руки Господа Рамачандры.

ШБ 9.10.28 — О радость рода ракшасов, из-за тебя царство Ланки и мы сами остались без защиты. Своими поступками ты заслужил, чтобы твое тело съели стервятники, а душа твоя отправилась в ад.

«Таким образом, Равану осудил не только Господь Рамачандра, но и сама жена Раваны, Мандодари. Поскольку она была целомудренной, ей было известно, какой силой обладает любая целомудренная женщина, особенно такая, как Ситадеви.» ШБ 9.10.27, комм

  

11. Имеет свое мнение  – Драупади  1.7 Наказание сына Дроны

 

12. Освобождают мужа-грешника – Нагапатни 10.16.32-54

Путра - путради

ШБ 10.16.32 — Охваченные сильным беспокойством, благочестивые женщины вывели перед собой своих детей и распростерлись в поклоне перед повелителем всех живых существ. Ища защиты у Верховного Господа, способного даровать прибежище каждому, и желая освобождения для своего мужа-грешника, они с молитвенно сложенными руками обратились к Господу Кришне.

ШБ 10.16.54 — Шукадева Госвами сказал: Довольный молитвами Нагапатни, Верховный Господь отпустил Калию.

 

13. Указывает путь к Богу и вдохновляет идти по этому пути – Сунити, мать Дхрувы

Суручи, мачеха и подтвердила сунити, мать, что следует поклоняться ВЛБ

ШБ 4.8.19 — Мальчик мой, как ни горько это слышать, но все, сказанное Суручи, твоей мачехой, соответствует истине. Поэтому, если ты хочешь сидеть на царском троне, как твой сводный брат Уттама, перестань обижаться на свою мачеху и без промедления последуй ее совету. Не теряя времени начни поклоняться лотосным стопам Верховной Личности Бога.

Она поведала ему примеры предков Дхрувы, которые добились успеха, поклоняясь ВЛБ. – вдохновила его.

  

14. Познали все ведическое знание – две дочери…

«Свадха, отданная питам, родила двух дочерей, Ваюну и Дхарини, которые исповедовали имперсонализм и обладали как трансцендентным, так и ведическим знанием». ШБ 4.1.64

 

15. Постигшие суть вед – удовлетворить ВЛБ (а не теорию и внешнюю религиозную форму) – жены брахманов

ШБ 10.23.43-44 — Эти женщины никогда не проходили очистительных обрядов для дваждырожденных и не жили в ашраме духовного учителя как брахмачари. Они не совершали аскезу, не размышляли о природе души, не соблюдали ритуальной чистоты и не совершали благочестивых обрядов. Тем не менее они обладают непоколебимой преданностью Господу Кришне — верховному повелителю среди всех повелителей мистических сил, чья слава воспета в возвышенных гимнах Вед. С другой стороны, у нас нет такой преданности Господу, несмотря на то что мы прошли через все это.

 

16. Объясняет веды – женщины Хастинапура, прославляющие Кришну

ШБ 1.10.20 — Поглощенные мыслями о трансцендентных качествах Господа, воспеваемого в изысканных стихах, женщины на крышах домов Хастинапура заговорили о Нем. И их речи были привлекательнее, чем гимны Вед.

  

17. Складывает совершенные молитвы – Кунти ШБ 1.8.

ШБ 1.8.26 — О мой Господь, достичь Тебя легко лишь тому, у кого нет ничего материального. Тот же, кто стоит на пути [материального] прогресса, пытаясь улучшить свою жизнь знатным происхождением, огромным богатством, хорошим образованием и телесной красотой, не может искренне обратиться к Тебе.

 

18. Проводит ягьи и произносит ведические мантры – Адити

ШБ 6.19.8 — Шукадева Госвами продолжал: Проведя обряд поклонения Господу Вишну всеми упомянутыми выше дарами, нужно двенадцать раз возлить топленое масло в священный огонь, повторяя следующую мантру: о намо бхагавате мах-пурушйа махвибхӯти-патйе свха.

 (Нигде в своем учении Шрила Прабхупада не говорил, что женщины не могут их проводить)

О целомудренная и благочестивая женщина, может быть, пока я находился вдали от дома, ты была охвачена таким беспокойством, что не возливала топленого масла в огонь? ШБ 8.16.8

  

Достигает самадхи (вечного бытия) – Девахути (после ухода Кардамы и Капилы)

ШБ 3.33.13

Следуя указаниям сына, Девахути, оставшаяся в своем ашраме, начала заниматься бхакти-йогой. В доме Кардамы Муни, который был так великолепно украшен цветами, что его считали цветочной короной реки Сарасвати, она достигла состояния самадхи.

 

Одинокая женщина может вознестись в духовный мир

ШБ 6.19.28 — Если этот обет будет исполнять девушка на выданье, она получит замечательного мужа. Одинокая женщина [авира], не имеющая сына или мужа, вознесется в духовный мир, а мать, потерявшая сыновей, обретет сына-долгожителя и будет жить в достатке; несчастная обретет великую удачу, а уродливая станет красавицей. 

 

Заключение 

    «Если мужчины должны следовать примеру таких великих душ, как Брахма и Нарада, то женщинам нужно идти по стопам таких идеальных жен, как Сита, Мандодари и Драупади». (ШБ, 9.10.27, комм.)

 

Составитель Хари-канта д.д.