Ананга Манджари д.д. - Имеют ли женщины равные права с мужчинами в ИСККОН?

Ананга Манджари д.д., ученица Шрилы Прабхупады делится своими воспоминаниями.

 Ананга Манджари д.д.: Это непростая тема: «Имеют ли женщины равные с мужчинами права в ИСККОН?»

Я была в комнате Шрилы Прабхупады в Лос Анжелесе в 1972 году, когда один журналист спросил Шрилу Прабхупаду: «А как насчет женщин в вашем движении? Вы говорите, что они менее разумны. Что вы можете сказать по этому поводу? Какое у них положение в вашем движении?» И Прабхупада сказал: «Любой, кто приходит в это движение, становится самым разумным. В противном случае как бы они пришли в это движение? Как бы они приняли эту философию в своей жизни? Поэтому любой, кто приходит в это движение, становится самым разумным».

И Прабхупада на самом деле писал в своих книгах (и я к сожалению не знаю где точно находится эта цитата, но она есть в комментарии), где он говорит, что предыдущие ачарьи говорили с мужской точки зрения. Потому что то была культура того времени. Только мужчины получали образование и могли слушать философию, вроде того. Поэтому они говорили с точки зрения мужчин. А Прабхупада не говорил с мужской позиции. И он сказал также в этом интервью, что мои ученицы делают все то же, что и мужчины делают. Они проповедуют, служат Божествам, они управляют. И в то время я занималась управлением, в то время у меня была группа санкиртаны, состоящей из женщин, и я была лидером группы. Мы путешествовали. У нас был небольшой храм, где я была президентом храма какое-то время. Я читала лекции, вела киртаны, играла на мриданге. И все шло в таком духе.

Это то, чего хотел Шрила Прабхупада. Что бы вы ни умели делать, делайте это для Кришны. Делайте, чтобы распространять мое движение. Это то, чего он хотел – распространить эту философию. Что бы у вас не получалось делать хорошо. Этого он хотел для всех своих учеников.

И так должно был быть, но в определенный момент некоторые стали говорить: ты не можешь играть на мриданге, ты не можешь вести киртан, ты не можешь проповедовать, давать лекции и тому подобное. И это было очень трудно для нас и оказывало разрушительный эффект. Не только для учениц, но и для некоторых учеников, которым сказали не проповедовать в зоне других гуру и тому подобное.

ИСККОН прошел через болезненный период. Это молодое движение и оно прошло через болезненный период. И у нас до сих пор есть много мест, нуждающихся в улучшении. И я бы сказала, что вместо того, чтобы фокусироваться на том, что является для нас нашими повседневными ролями, каковы наши роли в системе ашрамов… Потому что Прабхупада не придавал большого значения варнам, Господь Чайтанья не придавал большого значения варнам. Когда его спросили об этом, он сказал: «А что является самым высшим?» Правильно? Самое высшее – это распространение сознания Кришны, распространение повсюду Святого Имени. Следовать этой миссии Шрилы Прабхупады.

Поэтому нам нужно собраться вместе и сотрудничать. Вы можете думать по-другому, чем я. Вы можете проповедовать по-другому, чем я. Может вы не хотите проводить харинаму. Или вам нужно проводить харинаму. Может быть вам нужно развивать определенные направления проповеди. Может вам трудно проповедовать. Может кому-то легче проповедовать. Кто-то может проповедовать с долей психологии. Кто-то может проповедовать с множеством историй. Нам не нужно сражаться из-за этих вещей.  Потому что кто-то может привлечься именно через эти разные способы проповеди.

К сожалению наше движение несколько закостеневшее. Бесполезно закостеневшее, потому что мы ставим штапмы на головы стольких преданных: ты не можешь этого, ты не можешь того, делай так, не делай так.

Но все равно остаются семена травы… Это хорошая новость. Некоторые преданные, вроде меня. Мой духовный учитель Шрила Прабхупада написал мне: «Стань великим проповедником в этом движении». Это единственный способ как я могу отплатить ему. Как один преданный говорил: «Какие возможности у меня есть? У меня нет возможностей, извините». Поэтому я не собираюсь останавливаться из-за некоторых людей, которые говорят, что ты можешь только оставаться в храме, вести себя тихо и заботиться о детях. Я уже сделала это. Я вырастила своих детей и смотрю за ними. Они находятся на передовой проповеди.  В университетах, студиях йоги, где все происходит, где люди ищут духовного знания. Мои дети там и я буду там же вместе с ними.

Поэтому вы не можете остановить нас. Мы ученицы Прабхупады, а не ваши. Если у вас другая философия, чем у Прабхупады, извините, я не могу следовать этому. Это мой долг. И это будет происходить. Многие-многие преданные будут выходить вперед как растущая трава. А вы не можете остановить трансцендентную энергию, которую Прабхупада вложил в нас. Никто не сможет остановить это.

Когда кто-то пытается остановить это… Когда кто-то наступает на траву, не поливаете ее и не заботитесь, вы не даете возможностей траве расти, то может быть она будет расти медленнее, но все равно расти она будет сквозь камни.

Вы спрашивали конкретно про женщин. И я бы не сказала про равные права в том смысле, что мы должны воевать вместе. Воевать бессмысленно. Мы не должны быть как национальные исследователи. Я не уверена, знаете ли вы что это значит. Но в Америке это журналы, которые собирают грязь на президента, на актеров, знаменитых людей. Они находят недостатки. И иногда они даже вымышляют что-то. Как, например, у Анжелины Джоли три головы или Бред Пит родился с одним лишним пальцем. Они просто ищут грязь.

Не нужно быть такими, говоря, что ученицы Прабхупады пытаются стать кем-то вроде воинов. Извините, но это похоже на национальных исследователей. Нам не хочется даже отвечать на эти вещи. Это печально, когда старшие преданные в нашем движении говорят подобным образом.

Перевод Хари-канты д.д.