Панчаканья: пять самых целомудренных женщин

   «Прабхупада: Обучайте девочек как стать верной, целомудренной женой и как хорошо готовить. Пусть они научаться готовить самые разнообразные блюда. Это так сложно?  Помимо сознания Кришны они должны приобрести эти две материальные квалификации. Есть так много историй: о Нала-Дамаянти, потом о Парвати, Сите – пяти целомудренных женщинах в истории. Они должны читать эти истории». (Утренняя прогулка, 10 июля 1975, Чикаго) 

   «В ведах есть удивительных стих, где говорится, что есть пять целомудренных женщин. И когда человек вспоминает их имена, все грехи уходят из его сердца. Кто эти пять целомудренных женщин? Кто-то знает? Драупади одна из них, правильно. Кунти, Мандодари, Тара и Ахалья. Пять целомудренных женщин. У Драупади сколько мужей было? Пять. У Кунти сколько мужей было? Даже со счету сбились. Сначала у нее был Вивасван, бог Солнца, потом у нее был Панду, ее собственный муж, потом у нее был Дхармарадж, повелитель дхармы, потом у нее был Ваю, потом Индра. Тоже пять. Тара кто такая? Жена Бали и жена Сугривы. Сколько у нее мужей было? Мандодари, чьей она была женой? Раваны. Потом она стала женой Вибхишаны. Кто пятая? Ахалья, она была женой Гаутамы Риши. Помните эту историю как Индра пришел к ней?” (Из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами 29.08.2009)

 


ахалйа драупади кунти

тара мандодари татха

панчаканйа смаре нитйам

маха-патака-нашанам

    "Регулярное памятование о панчаканье (букв. "святых девах") - Ахалье, Драупади, Кунти, Таре и Мандодари - избавляет от тягчайших грехов". (Брахма Пурана 3.7.219)

    «В этом стихе эти пять женщин называются канья. Канья значит девушка целомудренная. И там говорится, что если человек вспоминает просто имена этих пяти женщин, сердце его очищается от всех грехов. Харе Кришна. Что это значит? Кто-то может из вас разгадать эту тайну, которая заключена в этом стихе? В ведических писаниях, в которых этот принцип целомудрия прославляется снова и снова, вдруг ни с того, ни с сего прославляют пять женщин, у которых было много мужей. Говорится, что они были девственницами и что память о них сделает сердце человека чистым. Почему? Какое качество было у всех этих женщин? Они любили Кришну больше, чем своих мужей, сколько бы их у них не было.

   Их отношения были прежде всего с Кришной не смотря на все остальное. И в этих отношениях с Кришной их сердце стало абсолютно чистым. У каждой из них была сложная судьба. По недоразумению, по каким-то сложным вещам, которые с нами со всеми происходят в жизни. Никто из нас не может похвастаться особенной чистотой. Кто-то может похвастаться особенной чистотой? Молчание полное, гробовое.

   Ум наш и сердце наше мы пытались отдать в попытках найти какое-то счастье. Мы пытались, так или иначе, стать счастливыми в разных отношениях в этом мире. Но суть-то в том, что, в конце концов, человек не может стать счастливым во всех этих отношениях. И когда он понимает, что есть одни отношения, в которых я должен полностью отдать свое сердце, когда он понимает эту простую и такую сложную истину, то он становится абсолютно чистым. Это отношения с кем? С Кришной. Какая бы карма у него ни была, кем бы он раньше ни был, что бы он раньше ни делал, сколько бы у него мужей или жен ни было. Не важно. Нитай-Гоура-премананде! Харибол!» (Из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами, Москва, 29.08.2009)

 

     Панчаканйа (पञ्चकन्या, pañcakanyā) – пять целомудренных девушек (панча – пять, канйа – девушка, девочка, дочь или девственница): Драупади, Ахалья, Кунти (иногда вместо нее упоминается Сита), Тара и Мандодари. Хотя все они находятся в браке, выбор слова канйа (девочка), а не нари (женщина) или сати (целомудренная жена), представляется интересным.

   Некоторые ортодоксальные индусы, особенно индийские женщины повторяют эту мантру в своей утренней молитве по сей день.

 

    Ахалья

         

   Ахалья, также известная как Ахилья, является женой мудреца Гаутамы. Ахалья часто рассматривается как лидер панчаканьи из-за "благородства ее характера, необыкновенной красоты и того факта, что она упоминается первой в мантре панчаканьи". Часто встречается описание, что ее сотворил сам Господь Брахма как самую красивую женщину во всей вселенной, но также иногда как земную принцессу лунной династии (Чандра-вамши). Ахалья была передана под защиту Гаутамы, а когда она достигла половой зрелости, то вышла замуж за пожилого мудреца. Царь райских планет Индра был привлечен ее красотой, поэтому явился к ней в облике ее мужа, когда того не было дома, и просьбой или приказом заставил ее вступить с ним в связь. Разные версии Рамаяны по-разному описывают этот эпизод, но во всех рассказах мудрец Гаутама проклинает и Ахалью и Индру за этот поступок. В результате проклятия Ахалья превратилась в камень, а тело Индры покрылось тысячей половых органов, в последствии превратившихся в глаза. Милостью Господа Рамачандры Ахалья в итоге освободилась от проклятья когда Он прикоснулся к ней Своей стопой.

   Подробнее эту историю можно прочитать в «Рамаяне» (Бала-канда) Бхакти Викаши Свами.

 

   Сита

         

   Воплощение Богини Лакшми, супруга Господа Рамачандры. Когда Сита, Рама и Лакшман находились в лесу в изгнании, демон Равана похитил Ситу и увез ее на Ланку. Через много месяцев Рама и Лакшман с помощью Сугривы, Ханумана и прочих разбили армию Раваны и освободили Ситу. Но Рама отказался принимать ее обратно как свою жену, потому что она жила долгое время в доме другого мужчины. Целомудренная Сита-деви, отвергнутая мужем, вошла в костер, чтобы доказать свою верность. После этого испытания Господь Рамачандра принял ее обратно.

   Подробнее о Сита-деви можно прочитать в «Рамаяне» Бхакти Викаши Свами или «Раямаяне» Кришна Дхармы праху. «Шримад Бхагаватам» (9 песнь, 10-11 главы) пересказывает историю вкратце.

  

   Тара

   

   (Лакшмана встречается с Тарой (слева), ее мужем Сугривой (2-й слева) и Хануманом (крайний справа) во дворце Кишкинды)

   Королева Кишкинды и жена короля обезьян Вали. От Вали Тара родила сына по имени Ангада. Когда Вали, старший брат Сургивы решил сразиться с демоном Маяви из-за спора за женщину, он бесследно пропал на целый год в глубокой пещере. По прошествии года Сугрива, ожидавший на выходе из пещеры, увидел как из нее текут реки крови и услышал голоса демонов доносящиеся из пещеры. Решив, что его старший брат убит, Сугрива заложил вход в пещеру камнем, затем вернулся в царство и стал править им, сделав Тару своей женой (в ту эпоху дозволялось брать в жены овдовевшую жену своего брата). По прошествии некоторого времени Вали вернулся в Кишкинду, в гневе, не став разбираться кто прав или виноват, он изгнал Сугриву, вернул себе жену Тару, но также завладел женой Сугривы Румой. В конечном итоге Сугрива с помощью Господа Рамачандры убивает Вали и снова делает Тару своей супругой, а ее сына Ангаду от Вали коронует как царевича.

   Подробнее эту историю можно прочитать в «Рамаяне» (Кишкиндья-канда) Бхакти Викаши Свами, или в «Раямаяне» (2.11.Рама встречается с обезьянами) Кришна Дхармы даса.

 

    Мандодари

    

     (Хануман крадет у Мандодари оружие, с помощью которого можно убить Равану)

  Мандодари – жена ракшаса Раваны, царя Ланки. Она описывается как благочестивая, праведная и красивая женщину. Она была дочерью Маясура, царя демонов (асуров) и апсары Хемы. Однажды придя в царство Маясуры, Равана влюбился в Мандодари и сделал ее своей женой. Она родила ему троих сыновей: Мегханаду (Инджаджита), Атикая и Акшаякумара. Несмотря на непристойное поведение мужа, Мандодари любила его и советовала ему идти по пути праведности. Она неоднократно советовала ему вернуть Ситу Раме, но ни разу не была услышана. По совету Господа Рамачандры после гибели Раваны она становится женой Вибхишаны.

   О Мандодари можно найти в «Рамаяне» (Юддха-канда) Бхакти Викаши Свами и в «Шримад Бхагаватам» (9.10.26-29).

 

   Драупади

   

  «Драупади. Целомудреннейшая дочь Махараджи Друпады, частичное воплощение богини Шачи, жены Индры. Под руководством мудреца Йаджи Махараджа Друпада совершил великое жертвоприношение. После первого подношения родился Дхриштадйумна, а после второго - Драупади. Так что она - сестра Дхриштадйумны, и другое ее имя - Панчали. Она была общей женой пятерых Пандавов и каждому из них родила по сыну. От Махараджи Йудхиштхиры она родила Пратибхита, от Бхимасены - Сутасому, от Арджуны - Шрутакирти, от Накулы - Шатанику, а от Сахадевы - Шрутакарму. Ее описывают как прекраснейшую из женщин, равную по красоте своей свекрови Кунти. При ее рождении небеса возвестили, что ее следует назвать Кришна. Тогда же было объявлено, что она родилась, чтобы погубить множество кшатриев. По благословению Шанкары она получила пятерых равных по своим достоинствам мужей. Когда она решила избрать себе мужа, со всего света из разных стран пригласили царей и царевичей. Она вышла замуж за Пандавов в то время, когда те жили изгнанниками в лесу, а когда они вернулись домой, Махараджа Друпада даровал им в качестве приданого огромные богатства. Все невестки Дхритараштры хорошо приняли ее. Проигранную в азартной игре, ее силой вытащили в зал собраний, и Духшасана попытался раздеть ее донага, не обращая внимания на присутствие таких старейшин, как Бхишма и Дрона. Драупади была великой преданной Господа Кришны, и, вняв ее молитвам, Господь, чтобы спасти ее от оскорбления, Сам превратился в ее бесконечное сари. Ее похитил демон Джатасура, но второй ее муж, Бхимасена, убил демона и спас ее. По милости Господа Кришны, она спасла Пандавов от проклятия Махарши Дурвасы. Когда Пандавы жили инкогнито во дворце Вираты, ее необыкновенная красота привлекла Кичаку, но Бхима устроил так, что негодяй был убит, а Драупади спасена. Она пребывала в великом горе, когда Ашваттхама убил пятерых ее сыновей. На последнем этапе своей жизни она сопровождала своего мужа Йудхиштхиру и остальных, но пала по пути. Йудхиштхира объяснил причину ее падения, но, поднявшись на райскую планету, он увидел там Драупади во всем великолепии в роли богини процветания на райских планетах». (Бхаг., 1.13.3-4, комм.)

   История Драупади описывается во многих источниках. В числе прочих - «Махабхарата» Кришна Дхармы пр., «Ягьясени. Рожденная из пламени» Пратибха Рай, седьмая глава первой песни «Шримад Бхагаватам» описывает наказание сына Дроны за убийство сыновей Драупади и приводит ее слова в защиту брахмана.

 

   Кунти

      

  «Притха. Дочь Махараджи Шурасены и сестра Васудевы, отца Господа Кришны. Позже ее удочерил Махараджа Кунтибходжа, и с тех пор ее стали звать Кунти. Она - воплощение энергии удачи Личности Бога. Дворец царя Кунтибходжи посещали небожители с высших планет, и Кунти заботилась об их достойном приеме. Кроме того, она служила великому мудрецу-мистику Дурвасе; довольный ее добросовестным служением, Дурваса Муни дал ей мантру, с помощью которой она могла по своему желанию вызывать любого полубога. Из любопытства она сразу же вызвала бога Солнца, который пожелал соединиться с ней, но она уклонялась от этого. Однако бог Солнца заверил ее, что она сохранит девственность, и Кунти согласилась на его предложение. В результате она забеременела и родила Карну. По милости Солнца она вновь стала девственницей, но, опасаясь своих родителей, бросила новорожденного Карну. Позже, выбирая себе настоящего мужа, она предпочла Панду. Впоследствии Махараджа Панду решил отказаться от семейной жизни и принять отреченный образ жизни. Кунти не соглашалась на то, чтобы ее муж принял отречение, в конце концов Махараджа Панду предложил ей, чтобы она зачала сыновей от других достойных личностей.

   Вначале Кунти не приняла это предложение, но когда Панду привел ей яркие примеры, она согласилась. С помощью мантры, дарованной ей Дурвасой Муни, она призвала Дхармараджу, и от него у нее родился Йудхиштхира. Она вызвала полубога Вайу (воздух), и от него родила Бхиму, призвала царя небес Индру, и от него родился Арджуна. Другие два сына - Накула и Сахадева - родились у Мадри от самого Панду. Безвременная смерть Махараджи Панду так потрясла Кунти, что она лишилась чувств. Кунти и Мадри, его жены, решили, что Кунти останется жить ради пятерых малолетних детей, а Мадри совершит обряд сати и вслед за мужем добровольно примет смерть. Такое решение одобрили присутствовавшие при этом великие мудрецы, в том числе и Шатасринга.

   Позже, когда из-за интриг Дурйодханы Пандавов изгнали из царства, Кунти последовала за сыновьями и наравне с ними переносила все трудности. Когда они жили в лесу, девушка-демоница Хидимба захотела, чтобы Бхима стал ее мужем. Бхима отказал ей, но когда девушка обратилась к Кунти и Йудхиштхире, они велели Бхиме принять ее предложение и подарить ей сына. От этой связи родился Гхатоткача, который позже вместе со своим отцом отважно сражался с Кауравами. В лесу они жили рядом с семьей одного брахмана, которому доставлял много неприятностей демон Бакасура, и Кунти велела Бхиме убить Бакасуру и избавить семью брахмана от беспокойств. Именно она посоветовала Йудхиштхире отправиться в Панчаладешу. Там Арджуна добился руки Драупади, но по велению Кунти все пять братьев Пандавов стали равноправными мужьями Панчали (Драупади). Ее обручение с пятью Пандавами состоялось в присутствии Вйасадевы. Кунтидеви не могла забыть своего первого ребенка, Карну, и когда он погиб в битве на Курукшетре, оплакивая его смерть, она призналась остальным сыновьям, что Карна был ее первым сыном, рожденным еще до замужества с Махараджей Панду.

   Молитвы, с которыми она обращалась к Господу Кришне после битвы на Курукшетре, когда Он собирался возвращаться домой, уже детально описаны.

   Позже она вместе с Гандхари отправилась в лес, чтобы наложить на себя суровую епитимью. Она ела один раз в тридцать дней и под конец погрузилась в глубокую медитацию и сгорела в лесном пожаре». (Бхаг. 1.13.3-4, комм.)

  О Кунти Деви также можно прочитать в «Махабхарате» Кришна Дхармы пр., «Шримад Бхагаватам» (1.8) содержит неповторимые молитвы царицы Кунти.

   Книга «Молитвы царицы Кунти» с комментариями Шрилы Прабхупады.

 

   «Не только Сита обладает могуществом, но любая женщина, которая следует по ее стопам, тоже становится такой же могущественной. Тому есть много примеров в ведических писаниях. Но всякий раз, когда в них заходит речь об идеальной целомудренной женщине, упоминается имя матери Ситы. Мандодари, жена Раваны, тоже была очень целомудренной. Драупади также входит в число пяти самых целомудренных женщин. Если мужчины должны следовать примеру таких великих душ, как Брахма и Нарада, то женщинам нужно идти по стопам таких идеальных жен, как Сита, Мандодари и Драупади. Храня целомудрие и оставаясь верной своему мужу, женщина обретает невероятное, сверхъестественное могущество». (Бхаг., 9.10.27, комм.)

 

Перевела с английского и подготовила Хари-канта деви даси.