Джахнави, супруга Господа Нитьянанды

Шри Сурьядас Саракхела жил в Шалиграме. У него было пять братьев: Дамодара, Джаганнатха, Гауридаса, Кришнадаса, и Нрисимха Чайтанья. Имя его отца – Шри Камсари Мишра, а матери – Шри Камала-деви. Сурьядас работал казначеем короля, и поэтому был удостоен звания «Саракхела».

   У Шри Сурьядаса Саракхелы было две дочери. Старшую звали Шри Васудха, а младшую – Шри Джахнави.

В «Гаура-ганодеша-дипике» говорится: шри варуни реватйорамшасамбхаве, тасйа прийе шривасудха ча джахнава, шри сурйадасакхйа-махатманах суте, какудмирупасйа ча сурйатеджасах, кечит шри васудха-девим, калав апи вивринуте, ананга-манджарим кесидж, джахнавим ча прачакшате, убхайам ту смичинам, пурва-нйайат сатам матам. Кави Карнапура пишет: «Шри Васудха и Шри Джахнава Деви, дорогие супруги Шри Нитьянанды Прабху, являются экспансиями соответственно Варуни и Ревати. Шри Сурьядаса Пандит прежде был Махараджей Кукудми. Сияние его тела было подобно солнцу. Одни говорят, что Шримати Васудха-деви является воплощением Шримати Ананга-манджари, а другие – что это Шримати Джахнави-деви. И оба мнения верны. Они обе являются воплощениями Шримати Ананга-манджари».   

Сурьядас Саракхела был дорогим преданным Нитьянанды и Гауранги. Видя, что дочери находятся в полном расцвете юности, он начал думать об их замужестве. В «Бхакти-ратнакаре» говорится: «Сурьядас Пандит серьезно задумался о свадьбе. Однажды ночью, размышляя над этим, он уснул, и ему приснился сон. Ум его преисполнился блаженством. Во сне он увидел, как отдавал обеих дочерей замуж за Шри Нитьянанду Прабху».     

Созерцая такой чудесный сон, Пандит погрузился в океан экстаза. Через некоторое время он проснулся. Утром следующего дня он рассказал брахману о своем сне. Он говорил: «Я видел, что Нитьянанда – Сам Баларама. Десять направлений заполнены необычайным сиянием Его тела. На Его руках и ногах сияют разнообразные роскошные украшения. А по обе стороны Его сопровождают мои дочери, принявшие облик Ревати и Варуни. Они были чрезвычайно красивы. Несомненно, я должен предложить Шри Нитьянанде взять замуж моих дочерей. Иначе мне не найти покоя». 

Так, открыв другу брахману свои намерения, Саракхела Пандит отослал его в Навадвипу к Шривасу Пандиту. Брахман немедля отправился в путь и вскоре пришел к дому Шриваса. В то время там находился Нитьянанда Прабху. Брахман объяснил Шривасу, что Сурьядас Саракхела  хочет предложить Нитьянанде Прабху дочерей в жены. Это очень обрадовало Шриваса, и он поведал об этом Шри Нитьянанде Прабху. Пообещав исполнить его сердечное желание, милостивый Господь Нитьянанда велел брахману возвращаться к Сурьядасу Саракхеле. Адвайта Ачарья почувствовал огромное счастье, узнав о такой новости. Он сказал: «Пусть же это произойдет в ближайшем будущем». Тем временем, брахман вернулся в Шалиграм и сообщил столь прекрасную новость Сурьядасу Саракхеле. Радость Сурьядаса не знала границ.

В Борогаччи Граме жил сын Царя Харихора, Шри Кришнадас. Он был великим и дорогим преданным Шри Нитьянанды Прабху. Он захотел организовать пышную свадьбу, отдав в распоряжение свой дом на время всего торжества. Желая, чтоб Господь Нитьянанда принял его подношение, Кришнадас поспешил к Нитьянанде Прабху с просьбами прийти и отпраздновать свадьбу в Борогаччи Граме.

Шривас, Шри Адвайта Ачарья, Шри Чандрашекхара, Мурари Гупта и другие преданные Шри Гаурасундары, собрались там и начали санкиртану. Брат Шри Сурьядаса Саракхелы, Кришнадас, быстро возвратился в Борогаччи Грам. Вскоре пришел и Сам Нитьянанда Прабху, вместе со всеми преданными из Шалиграма. Увидев Господа и преданных, Сурьядас Саракхела в восторге выбежал перед ними на дорогу, и, склоняясь к лотосным стопам Шри Нитьянанды Прабху, пригласил всех в свой дом. Это описывается в «Бхакти-ратнакаре»: «Падая ниц у лотосных стоп Шри Нитьянанды Прабху, Сурьядас затопил землю потоками собственных слез. Обеими руками он крепко обхватил лотосные стопы Господа. Его голос дрожал, он не знал, что сказать. Нитьянанда Прабху сначала улыбнулся, а потом разразился экстатическим смехом. Пролив всю Свою милость на Сурьядаса, Он заключил его в объятиях и тот погрузился в океан блаженства. Кто сможет измерить эго экстаз? Наблюдая за братом, Гауридас тоже пришел в экстаз; утратив самообладание, он пришел в необычайный восторг».

Немного времени спустя, Шри Сурьядас Пандит поклонился лотосным стопам Нитьянанды Прабху и вручил своих двух дочерей – Шри Васудху и Шри Джахнаву Мату – в руки Господа Нитьянанды. В «Бхакти-ратнакаре» сказано: «Как по мнению писаний, так и по мнению общества, Сурьядас обрел величайшую удачу, отдав своих дочерей Верховной Личности Бога, Господу Нитьянанде Прабху».

После прекрасного свадебного торжества, Шри Нитьянанда Прабху еще на некоторое время остался в Шалиграма Пуре. Далее Он со Своими женами отправился в Навадвипу и навестил Шримати Шачи-деви. Господь предложил поклоны ее лотосным стопам. Шачи-мата с восхищением смотрела на Васудху и Джахнаву. Вновь и вновь она обнимала их, усаживала на свои колени и с любовью дергала за щеки.

Все вайшнави-домохозяйки Навадвипы приняли жен Шри Нитьянанды Прабху с величайшей любовью. По указанию Шачи-деви, Господь отправился в Шантипур к Адвайте Ачарье. Увидев Васудху и Шри Джахнаву, Сита Тхакурани пришла в необычайный восторг. Она обняла их с той же любовью, что и Шачи-деви. Шри Нитьянанда гостил в доме Адвайты Ачарьи, пока Уддхарана Датта Тхакур не позвал Его в Саптаграм. Там Он пробыл всего несколько дней, и, после участия в большом фестивале санкиртаны, отправился в Боро Грам. Совершая непрерывный киртан, Нитьянанда Прабху переходил с этой целью из одного места в другое.

Через некоторое время, Шри Васудха-деви родила девочку, которую назвали Ганга, и мальчика Вирачандру. Но у Шри Джахнави-деви детей не было вовсе. Сын Шри Васудхи-деви Вирачандра получил указание принять посвящение у Джахнави-деви, но не решался пойти на этот шаг, так как не был уверен в божественной природе Шри Джахнавы. Однажды он увидел как Джахнава-деви заканчивает омовение и платок с ее головы стал сползать вниз. Так как обе ее руки в это время были заняты, она проявила еще две дополнительные руки жителя Вайкунтхи и поправила ими платок. Так Вирачандра рассеял свои сомнения и принял у нее духовное прибежище.

После того, как Шри Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Шривас Пандит и многие другие спутники Господа Чайтаньи вернулись в Обитель Господа, Шри Джахнава-мата намерилась дальше продолжать погружать мир в океан нектара санкиртаны. В то время в Кхетури Граме, в Пхалгун Пурниму, день явления Господа Чайтаньи, должен был пройти огромный фестиваль. Трое ачарьев – Нароттама, Шьямананда и Шриниваса (тройственная энергия милости Господа), услышав о проведении фестиваля в доме Раджи Сантоша Датты, прибыли в Кхетури Грам, чтобы принять участие.

Царь Сантоша Датта организовал торжество. Он был племянником и учеником Нароттамы Тхакура. Джахнав-мата, жена Господа Нитьянанды, тоже пришла на фестиваль. Вместе с ней был ее дядя, Шри Кришна Мишра, а также Шрипати, Шринидхи, Минакетана Рамадас, Мурари Чайтанья, Гьянадас, Парамешвари дас, Баларама дас, Вриндаван дас Тхакур, и все остальные ближайшие последователи Шри Нитьянанды Прабху.

Ученик Гауридаса Пандита, Хридай Чайтанья, радушно принял Шри Джахнаву-мату и других преданных. Матушка Джахнави собственноручно приготовила подношение Божествам Гаура-Нитьянанды. Фестиваль длился одну ночь, и после этого преданные отправились в Навадвипу. Прибыв к дому Махапрабху, но не увидев там Шачи-мату, Джахнави-деви очень опечалилась и почувствовала боль разлуки. Тогда Шрипати и Шринидхи пригласили Матушку Джахнави в их собственный дом в Навадвипе. Но, не увидев Шриваса Пандита и Малини-деви, она заплакала, а ее сердце просто разрывалось. Переночевав там, они пошли в Шантипур. Но Адвайта Ачарья и Шри Сита Тхакурани тоже покинули этот мир, и горе окутало Матушку Джахнави. Их сыновья, Ачьютананда и Гопала, с большой теплотой поприветствовали Джахнави-деви и сопровождающих ее вайшнавов, совершив надлежащие гостеприимные обряды.

Наконец, Шри Джахнава-мата со своими спутниками пошли в Телиябудир Грам, в Кантак Нагаре, где брат Рамачандры Кавираджа, по имени Говинда Кавираджа, с большим уважением встретил ее и предложил пуджу. Оставшись лишь на одну ночь, все они отправились дальше в Кхетури Грам.

Прибыв на другой берег реки от Кхетури Грама, они заметили, что Раджа Сантоша Датта организовал лодки и другие транспортировочные средства, чтобы перевозить преданных через Падму прямо в Кхетури Грам. Он также позаботился о месте жительства и достаточном количестве прасада, дабы преданные не чувствовали неудобств. Вокруг все было красиво украшено. Раджа Сантоша Датта сам спустился далеко вниз по дороге, чтобы поприветствовать Джахнаву-мату с ее окружением, предложив им цветы, гирлянды и множество других подарков.    

Так, все преданные во главе с Матушкой Джахнави, совершая санкиртану, вошли в Кхетури Грам. Шринивас, Нароттам, Шьямананда и другие вайшнавы поприветствовали Джахнави-деви с ее спутниками, со всем смирением кланяясь им в дорожной пыли. Преданные радостно обнимали друг друга, и постепенно заполнили все четыре направления своим громким экстатическим киртаном.

Раджа Сантоша Датта позаботился о сооружении крова для всех вайшнавов во главе с Джахнавой-деви. Он также приставил слуг для любых их потребностей. Постепенно все преданные в окружении Джахнава-маты разошлись по своим комнатам, и, почтив прасад, принялись отдыхать. Раджа Сантоша Датта был очень счастлив видеть, что вайшнавам служат должным образом.

Следующий день был днем явления Шри Чайтаньи Махапрабху. В новом храме должны были быть установлены шесть Божеств. Вечером преданные начали санкиртану. Первым пел Шри Рахгхунандана из Шри Кханды. Внимание всех жителей Кхетури Грама было обращено на торжество. В окружении возвышенных личностей, шакти Нитьянанды, Шри Джахнава-мата, выглядела необычайно красиво. Все атеисты и грешники полностью очищались, видя ее, всех собравшихся преданных, и слыша киртан этих великих душ. Люди выходили из домов, спеша посмотреть на преданных и погрузится в нектар киртана. Каждый окунался и плавал в океане экстаза, ощущая блаженство Вайкунтхи. Так киртан длился до полуночи.

На следующий день, с большой пышностью, и перед огромной толпой, сам Шринивас Ачарья провел абхишеку для установления шести Божеств. По указанию Джахнавы-маты и преданных, Нароттама Тхакур начал петь киртан, в разгар которого проявился Сам Шри Гауранга Махапрабху, в сопровождении Нитьянанды Прабху и всех Своих вечных спутников. Кому под силу описать переполняющий экстаз собравшихся в тот день преданных? Все те, кто памятуют об этом фестивале, обретают вечную славу.      

На третий день фестиваля сама Джахнава-мата приготовила бхогу для Божеств. «Шри Джахнава-деви была в большом восторге от фестиваля санкиртаны. После полуденного омовения в Ганге, с большим энтузиазмом она приготовила замечательные блюда из риса, овощей и других продуктов. Ее блюда не имели себе равных». (Бхакти-ратнакара, Таранга10).

Своей рукой Матушка Джахнави раздавала прасад возвышенным душам, присутствующим на этом великом фестивале. После окончания торжества, Джахнава-мата, в сопровождении своих спутников, покинула Кхетури Грам, и отправилась во Вриндаван. По дороге они прошли Праяг и Каши, и прибыли в Матхуру. Там они посетили место рождения Кришны, и, омывшись в Вишрама Гхате, направились к Вриндавану. Некоторые преданные из Вриндавана встретили ее еще в Матхуре. Шри Парамешвари дас описывает эту встречу, упоминая имена преданных, которые пришли поприветствовать Матушку Джахнави:

"Среди них был Гопал Бхатта Госвами, вместилище гаура-премы, Бхугарбха Госвами, а также возвышенный Локанатха. Кришнадас Брахмачари и Шри Кришна Пандит, Шри Мадху Пандит и известный всем Джива Госвами также присутствовали там. Джива Госвами поименно представил всех преданных Матушке Джахнави. Слушая это, Джахнави-деви пришла в необычайный восторг". (Бхакти-ратнакара)

Видя приближение Шри Джахнава-маты, все присутствующие Госвами падали к ее лотосным стопам, предлагая поклоны, а она предлагала свои поклоны им. Джахнави-деви чувствовала необычайный восторг, наблюдая за экстатическим поведением Госвами. Она обошла все святые места Вриндавана, и увидела множество местных Божеств, во главе со Шри Говиндой, Шри Гопинатхом и Шри Мадана Моханом.

В истории вайшнавизма было время, когда влияние и слава Джахнави-деви была столь велика, что вайшнавы всей Индии мечтали получить ее даршан, ее благословения и послушать ее объяснения философских истин. В очень тяжелый период существования вайшнавизма она смогла объединить различные группы вайшнавов. В те времена между последователями Господа Чайтаньи начали возникать разногласия относительно проповеди сознания Кришны, и Джахнави-деви стала той, кто должны была примирить оппонентов.

Шри Нарахари Чакраварти повествует о двух историях, произошедших с Джахнави-матой.

Некогда была одна группа поклонников Дурги, которые по своему ремеслу були грабителями. Могущество и влияние Джахнави-деви было столь велико, что, куда бы она ни пошла, к ней присоединялись толпы последователей. Завидев эту процессию, разбойники подумали, что смогут собрать со всех них богатый урожай денег, драгоценных камней, золота, серебра и алмазов. «Да, мы нападем на этих людей сегодня ночью и сорвем большой куш! Их так много! Обчистим их всех!» - рассуждали они, строя план нападения на последователей Джахнави-деви. Когда же Джахнави-деви и ее преданные отдыхали, произошло одно странное событие. Разбойники вычислили, что ночью наступит подходящий момент для нападения. Согласно их плану, они должны быстро окружить своих жертв и украсть как можно больше и как можно быстрее. Главарь шайки подал сигнал – и банда бросилась вперед. Несколько часов они пытались бежать, они бежали и бежали, но по какой-то мистической причине так и не смогли добраться до места, где со своими последователями отдыхала мать Джахнави. Они продолжали бежать вперед, но расстояние между ними и паломниками только увеличивалось. Хотя паломники находились совсем рядом, грабители так и не смогли добежать до них.

В конце концов они поняли, что происходит что-то необыкновенное: «В этих людях есть что-то особенное. Почему мы не можем нажиться на них?!» Господь, пребывающий в сердцах разбойников, дал им понять, что они совершили серьезную ошибку. Они осознали, что Джахнави-деви была не обычным человеком, что даже среди святых она занимала особое положение, и, конечно же, им не следовало оскорблять ее. Они попросили прощения и вместе со всеми последовали за ней.

Нарахари Чакраварти рассказывает еще одну историю. Во Вриндаване существовала еще одна группа так называемых религиозных людей, которые были поклонниками Чханди или Дурги. Они заметили, что куда бы ни пошла Джахнави-деви, за ней следовало множество садху (святых), относившихся к ней с глубоким уважением. Почитатели Дурги подумали: «Что за вздор! Кто эти вайшнавы и кто эта женщина? Почему они ей поклоняются, почему не служат Чханди?» Они были в бешенстве, ибо считали, что все должны думать так же, как они: «Истинная сева – почитание Дурги, и всякая пуджа (поклонение) должна совершаться только по отношению к Ней». Разгневанные, они направились в храм, к Божеству Дурги, молились Ей и поклялись убить последователей Джахнави-деви, которые, как им казалось, совершили оскорбление, оказав пренебрежение Дурге и поклоняясь Джахнави-деви.

В ночь перед днем, когда они намеревались привести свой гнусный план в действие, каждому из них Дурга пришла во сне. Она кричала на них, угрожала расправой и осуждала за такое безрассудство. Она пообещала очень серьезно разобраться с каждым из них, если они причинят хоть какое-нибудь беспокойство великим слугам ее господина. Она открыла гулпым фанатикам истинное положение Джахнави-деви как вечной спутницы Господа. После такой шокирующей встречи с Дургой-деви ее потрясенные почитатели проснулись. Переживая сильный страх и раскаяние, они тут же попросили прощения у Джахнави-деви и стали ее последователями.

Госвами тщательно позаботились, чтобы пребывание Джахави-деви во Вриндаване было достаточно комфортным. Через несколько дней она отправилась посмотреть на Говардхан, Радха-кунду и Шьяма-кунду. Когда она посещала различные места игр Господа, разнообразные божественные настроения и эмоции, сопряжены с этими играми, пробуждались в ней. Через некоторое время странствования по Вриндавану, она вернулась в Гаудадешу, Бенгалию.

Достигнув Гаудамандалы, места в Бенгалии, где Махапрабху постоянно являет Свои возвышенные игры, она пришла в Кхетури Грам. Местные преданные, во главе с Нароттамом и Рамачандрой Кавираджем, вышли, чтобы поприветствовать ее. Пробыв там несколько дней, дальше она посетила Бадхури Грам, где жил брат Вамшидаса, Шри Шьямадаса Чакраварти. Джахнави-деви предложила выдать его дочь Шри Хемалату замуж за Гангадаса. Шьямадас последовал ее указанию. После свадьбы, Джахнава-мата сделала Гангадаса ответственным за поклонение Божеству Шьямасундары. После Бадхури Грама, Джахнави-деви отправилась к месту рождения Шри Нитьянанды Прабху в деревню Экачакра. Там она получила даршан и услышала о родителях Шри Нитьянанды, Харае Пандите и Падмавати. Медитируя на своих свекра и свекровь, она почувствовала глубокую разлуку, и с глаз ее потекли слезы. В сопровождении местного брахмана, она увидела различные места, где проходили детские игры Господа Нитьянанды. Никто не сможет описать того блаженства, что она чувствовала, находясь в этих местах. Того дня Джахнава-мата остановилась в пустом доме, где раньше жили родители Нитьянанды. Целую ночь она провела в киртане и повторении Святых Имен Господа.

На следующий день она пошла в Кантак Нагару, что возле Катвы. Увидев место, где Господь принял санньясу, она заплакала. Далее она посетила дом Шриниваса Тхакура в Йаджиграме. Преданные, вместе со Шринивасом Ачарьей, встретили ее с большой преданностью. Шриниваса пригласил Матушку Джахнаву в свой дом, провел пуджу, оказав ей должное почтение и поклонение. Так лучший из ачарьев имел возможность послужить Джахнави-деви. Через несколько дней она опять пришла в Навадвипу, на место рождения Шримана Махапрабху. В то время Ишан, семейный слуга Махапрабху, находился в преклонном возрасте. Попытавшись войти в дом, Джахнава-мата от экстаза потеряла сознание. Видя ее поглощенность божественным трансом, преданные тоже ощутили экстаз, и слезы премы потоками хлынули из их глаз. После дома Махапрабху, она зашла в двор Шриваса, где провела ночь, в течение которой преданные совершали махасанкиртану. Они танцевали и пели с большим энтузиазмом, поскольку Махапрабху именно во дворе Шриваса начал Свои санкиртана-лилы. Той ночью во сне Джахнава-мата увидела Шри Гаурасундару, совершающего различные игры со Своими преданными.

На следующий день, вновь и вновь вознося молитвы Навадвипа Дхаме, она отправилась по направлению к Амбика Калне. Все жители Амбика Калны безумно обрадовались, увидев Шри Джахнаву-мату. Вспомнив о Гауридасе Пандите, который к тому времени уже покинул этот мир, она заплакала. Там Джахнави-деви предложила поклоны Божествам Шри Гауры и Нитьянанды. Преданные начали петь громкий киртан, в разгаре которого явились Сами Гаура и Нитьянанда. Джахнава-мата, как и прежде, приготовила множество различных блюд для удовлетворения Гаура-Нитай и предложила их Им на алтаре. Позже она раздала прасад преданным. Ночью же ей приснился сон, в котором Гауридас Пандит, вместе с Гаурой и Нитьянандой, благословляют ее.

Попрощавшись с преданными, утром следующего дня Джахнава-мата отправилась к дому Уддхары Датты Тхакура. Проведя там ночной фестиваль санкиртаны, она села на лодку и вернулась к себе домой, в Кхородоха Грам. Все вайшнавы очень обрадовались, увидев ее. Расталкивая друг друга, они пытались хоть мельком поймать ее взгляд. Преданные вместе пели киртан. Сын Нитьянанды, Вирачандра, и Его дочь Шри Ганга, вознесли свои молитвы Матушке Джахнави и с любовью обняли ее. После этого Джахнави-деви и Шри Васудха-деви выразили почтение друг другу. Матушка Джахнави рассказала о том, как вместе с преданными путешествовала по Гаура-мандале и Враджа-мандале. Она вспомнила о своем слуге Парамешвари Тхакуре. Все они были рады увидеться вновь. Позже, преданные разошлись.

История паломничества Шри Джахнави-деви по святым местам Гаура-мандалы и Враджа-мандалы очень популярна среди Гаудиа-вайшнавов. Шри Джахнава-мата является вместилищем према-бхакти и известна, как Нитьянанда-сварупини или другое «я» Нитьянанды Прабху. По своей милости она освободила множество грешников. Ее божественное величие (айшварья) и сладость (мадхурья) поразительны.

Говорится, что Шри Джахнава-деви покинула этот мир, войдя в Божество Гопинатхи во Вриндаване. Явление Шри Джахавы-маты, шакти Господа Нитьянанды, отмечается на восьмой день полной луны Вайшакхи. Шрила Бхактивинода Тхакур в «Кальяна-калпатару» возносит молитвы лотосным стопам Шри Джахнави-деви:

 

«Я упал в бескрайний океан материального существования, и сердце мое охвачено тревогой. Я ищу берег, но не знаю, как его достичь. Ни карма, ни знание не придают мне сил. Благочестие, накопленное в результате жертвоприношений, йога и благотворительность также бесполезны. Я совсем ослаб и не знаю, сколько мне осталось плыть по этому устрашающему океану. Кто спасет меня? Страшный крокодил чувственных наслаждений стремительно несется мне навстречу. Волны вожделения то и дело захлестывают меня и превращают в безумца. Я не могу противостоять бушующим ветрам кармы, накопленной в предыдущих рождениях. Мой ум в смятении. Мне остается лишь рыдать, сознавая, что меня некому спасти. О почтенная Шри Джахнави-деви! Ты исполнена высшей добродетели. Пожалуйста, пролей милость на своего слугу и избавь его от несчастий! Лишь в лодке твоих лотосных стоп я смогу пересечь бескрайний океан материального существования. Ты — сама энергия наслаждения Господа Нитьянанды, и ты — учитель преданности Господу Кришне. Милостиво даруй этому слуге свои лотосные стопы, подобные древу желаний. Сгорая от стыда, этот негодяй склоняется к твоим стопам - единственному спасению для таких грешников».