Лакшмиприя, первая супруга Шри Чайтаньи

Когда-то в Навадвипе жил брахман-пандит по имени Шри Валлабха Ачарья. У него была очень красивая дочь с хорошими манерами, ни в чем не уступавшая самой Лакшмидеви, и звали ее Лакшмиприя. Подумав, что настало время выдавать дочь замуж, Шри Валабха Ачарья позвал за сваху Ванамали Ачарью.

Ванамали Ачарья посчитал, что лишь Нимай Пандит (Шри Чайтанья) может быть наилучшей парой для дочери Валлабха Ачарьи, и отправился к Шачи-мате.

Он обратился к ней с такими словами: «Пришло время женить твоего сына, но почему же ты еще не нашла Ему жену? Я знаю брахмана из очень хорошей семьи, у него совершенное поведение и зовут его Шри Валлабха Ачарья. Имя его незапятнанно. У него есть дочь, которая в красоте и качествах равна самой Богине процветания. Ты бы могла рассмотреть это предложение, если хочешь, конечно» (Ч.-Б., Ади, 10.54).

Шри Шачи-деви ответила: «У моего сына нет отца. Пусть Он подрастет немного. Сейчас Он постоянно учится». Ванамали такой ответ не порадовал, и опечаленный он ушел. По дороге случайно он встретил Нимая Пандита. Нимай поинтересовался: «Ачарья Махашая, откуда Вы идете?» Ванамали ответил: «Я только что был в Твоем доме, виделся с Твоей матерью. Видишь ли, у Валлабха Ачарьи есть прекрасная дочь, и он полагает, что лишь Ты составишь ей наилучшую пару. Но Твоя мать не очень заинтересовалась данным предложением. Поэтому сейчас я и иду домой». Услышав это, Нимай Пандит улыбнулся. Попрощавшись с брахманом, Он вернулся домой, но ничего не говорил.

Шачи-деви обратилась к Нему: «Нимай, почему Ты такой угрюмый сегодня? Ты не разговариваешь?»

Нимай ответил: «Почему ты так невежливо обошлась с Ванамали Пандитом?»

Шачи-мата поняла, что все же Нимай хотел жениться на этой девушке. Поэтому она вновь послала за свахой. В этот раз она сказала: «Випра! Поскорее сделай все необходимое, чтобы совершить то, о чем ты сообщил мне вчера. Я принимаю твое предложение» (Ч.-Б., Ади 10.45).

Услышав это, Ванамали отправился в дом к Валлабха Ачарье. Видя радостное лицо Ванамали, Валлабха Ачарья догадался, что его труды увенчались успехом, поэтому и сам преисполнился счастья. Приняв брахмана с должным почтением, он предложил ему сесть и расспросил о хорошей новости.

Ванамали ответил: «Это особенная новость: ты можешь начинать подготовку к свадьбе твоей дочери и Нимая Пандита уже сейчас. Иметь подобного зятя – великая удача».

Услышав радостную весть, все члены семьи Валлабха Ачарьи пришли в необычайный восторг. Шри Валлабха сказал Ванамали: «Такого зятя можно получить лишь если Сам Кришна доволен мной, и если Лакшмидеви и Гауридеви удовлетворены моей дочерью. Пожалуйста, организуй все как можно скорее».

«Единственное, я не могу дать достойное приданное. Я лишь бедный брахман и могу дать всего 5 харитаки (сухих фруктов) вместе с дочерью. Передай это от моего имени».

Ванамали пришел к Шачимате и сообщил о ситуации. Шачи-мата ответила: «Так, как она замечательная девушка, нам не нужно приданное. Мы будем удовлетворены чем-либо, что он даст». Ванамали вернулся к Валлабха Ачарье и сказал, что все идет хорошо.

Слыша радостные известия, все члены семейства Валлабха Ачарьи были восхищены. Тем временем, Шачи-деви сообщила Шривасу Пандиту, Адвайте Ачарье и другим доброжелателям Нимая о предстоящей свадьбе. Все были очень счастливы получить такую весть, и попросили ее как можно скорее закончить все приготовления.

Шачи-мата созвала астрологов (бхаттачарьев) и попросила их выяснить, когда звезды будут наиболее благоприятны. Валлабха Ачарья сделал то же самое, и обе семьи вместе все обсудили и назначили дату свадьбы.

Определившись с датой, Шачи-мата в предвкушении события, послала людей, чтобы лично пригласить друзей и родственников семьи на предварительные обряды, которые будут проведены в ее доме перед свадьбой. Получив новости о женитьбе Нимая Пандита, все очень обрадовались и с нетерпением ожидали торжества.

Утром во время церемонии адхиваса, собрались профессиональные танцоры и музыканты, создав своими танцами и музыкой праздничную атмосферу. Тем временем, чудеснейшим образом из банановых деревьев, листьев манго был сооружен шатер, пол которого украшали рисунки из риса и цветочных гирлянд. Брахманы-бхаттачарьи цитировали различные ведические гимны, такие как «Нанди Мукх», шраддха, подготовительная церемония.  Далее последовал обряд приветствия, так, как приехал Шри Валлабха Ачарья, с множеством изысканных изделий для невесты. Они были предложены ей как подношение во время арати, дабы передать отцовские благословения его будущему зятю.

Во время проведения церемонии, музыканты заполняли пространство звучанием своих инструментов, пока Шачи-мата встречала гостей сладостями, листьями пана и бетелем. Так завершился приветственный обряд.

Рано утором следующего дня началась подготовка к свадебной церемонии, поскольку друзья и родственники Джаганнатха Мишры потихоньку подходили. Шачи-мата встречала всех женщин, умащая их головы маслами и организовывая их омовение. Заплетя их волосы, она наносила красную точку между их бровями. Далее она одаривала их новыми одеждами и подношением из вздутого риса, бананов и сладостей, полностью удовлетворяя всех и каждого. Все будто бы купались в океане счастья от такого приветствия Шачи-маты.

В день свадьбы утром Шри Гаурасундара принял омовение в Ганге, совершил поклонение Господу Вишну, а потом провел подношение предкам. Во всех направлениях было слышно сладкое звучание музыкальных инструментов, а певцы и танцоры взялись за свою работу. Полубоги и полубогини с райских планет, принявшие облики обычных людей, явились в предвкушении увидеть свадебную церемонию Господа.

В свой черед, Шри Валлабха Ачарья исполнил обязанности по проведению приветственного обряда и поклонению предкам вечером предыдущего дня. Звуки пения, танцев, музыкальных инструментов и чтения гимнов тоже заполнили его дом.

В течении го-дхули лагны (временной промежуток дня) Шри Гаурасундара вышел из дома в сопровождении огромной толпы друзей, родственников, учеников и музыкантов, перед тем поклонившись стопам матери и старшим присутствующим. Под музыкальное сопровождение певцы и танцоры группой пошли вдоль Ганги. Там Гаурасундара сошел с паланкина и предложил поклоны матери Ганге. Они пошли дальше, и, в конце концов, дошли до дома Шри Валлабхи Мишры. Валлабха Ачарья джи, увидев, что вся свита жениха уже прибыла, впал в необычайный экстаз и выбежал поприветствовать их. Он с большим уважением сопроводил будущего зятя во двор и усадил его в середине шатра. Далее он подвел свою дочь, лицо которой было украшено прекрасными знаками тилаки, и усадил ее возле Гаурасундары.

Все женщины раздавали громкие крики, когда музыканты заставляли небеса резонировать со звуком их инструментов. Лакшмиприю посадили на деревянное сиденье, потом подняли и обнесли вокруг Шри Гаурасундары семь раз. После этого Лакшмидеви предложила воду лотосным стопам мужа и склонилась перед Ним. Она одела Ему на шею цветочную гирлянду, а Он, в Свою очередь, одел гирлянду на нее, таким образом принимая в жены. Так, Шри Шри Лакшми-Нараяна воссоединились под благоприятные возгласы счастья.

После окончания обряда Мукхчандрика, Шри Гаурасундара усадил Лакшмиприю слева от Себя. Будучи в рассвете юности, Гаурасундара затмевал красотой самого Купидона, сидел справа от Лакшмидеви, сияющая красота которой увеличивала многообразие. Волны экстатического блаженства разлились по всему дому Шри Валлабхи Мишры. Это нельзя было описать словами (Ч.-Б., Ади 10.102).

Женщины закончили все различные традиции и социальные обряды лишь к поздней ночи. По завершению, Верховный Господь вместе со Своей вечной супругой Лакшми-деви, лег на ложе из цветов и уснул.

Они проснулись рано утром и совершили свои утренние обязанности. После проведенного дня в доме Валлабхи Мишры, Шри Гаурасундара отправился в Свой собственный дом во время го-дхули лагны. Прощаясь с дочерью и зятем, Шри Валлабха Ачарья и остальные члены его семьи были полны восхищения. Божественная пара, восседая на паланкине, украшенная сандаловой пастой, гирляндами, узорами, коронами и тенями для глаз, выглядела просто обворожительно.

Встречающиеся на пути люди, будучи рады видеть новобрачных, восклицали: «Эта молодая девушка, наверное, долгое время поклонялась Хара-Гаури, чтобы получить такого красивого мужа». Под счастливые возгласы и звучание музыки, Шри Гаурасундара вошел во двор собственного дома. Шачи-мата, вместе с другими женщинами-брахманами, встретила новобрачных, предлагая им арати и множество благоприятных предметов. Дом Шачи-маты наполнился океаном счастья, а небо – звуками музыки.

Свадьба Шри Гаурасундары была проведена в особенной атмосфере, так, что весь мир преисполнился радостью. Все гости, брахманы, танцоры, музыканты и актеры получили от Господа в знак признательности пожертвования, одежды и пищу, после чего распрощались.

Так, все желания Шачи-маты осуществились, и она просто летала от счастья. Ее дом наполнился Божественной аурой и запахом цветов лотоса, который исходил от тела Лакшмиприи. Это говорило Шачи-мате о том, что сама Богиня процветания, Лакшми-деви, присутствовала в теле ее снохи. Шачи-деви относилась к ней с большой любовью, Лакшмиприя была ей дороже жизни. Супруга Гаурасундара делала все совершенным образом и всегда можно было понять, что было сделано именно ей. Иногда Шри Гаурасундара приходил и садился рядом с Лакшмиприей, когда та беседовала с Шачи-матой, лишь для того, чтобы увеличить счастье последней.

Каждое утро Лакшмиприя мыла алтарную, рисом выкладывала рисунки на полу, собирала цветы, листья Туласи и готовила. Махапрабху ежедневно приглашал гостей и служил им в Своем доме. Махапрабху, как учитель религии для домохозяев, думал, что главной их обязанностью был прием гостей. Таким образом, те, кто не принимают гостей, достойны порицания. Если в результате прошлых плохих поступков, кто-то не мог ничего предложить, он должен хотя бы усадить гостя на подстилку из травы и дать ему немного воды (Ч.-Б., Ади, 14.21).

Господь приходит в этот мир, чтобы установить принципы религии. Он очень привязан к Своим преданным и совершает много игр для их удовлетворения. Лакшми-деви, вечная супруга Господа, способствует проведению этих игр. «Она всегда была занята служением Туласи, но так же она была сосредоточена на служении Шачи-мате в первую очередь. Слыша о деятельности Своей жены, Шри Гаурасундара внешне соблюдал молчание, но внутри был очень доволен» (Ч.-Б., Ади 14.43).

После вхождения в грихастха-ашрам и принятия ответственности за поддержание других, Шри Гаурасундара решил отправиться в Восточную Бенгалию, чтобы работать там в качестве учителя. Сообщив об этом матери, Он дал указания новой жене: «В течение этого времени ты должна тщательно служить Моей матери».

Поле этого, в благоприятный день для начала путешествий, Он с небольшим количеством учеников пошел в Бангладеш. Вскоре они достигли реки Падмы, которая от приближения Нимая Пандита сильно разлилась. Его постоянно приглашали переночевать различные удачливые домохозяева, а уроки, которые Он давал, посещали тысячи учеников. Лишь от одного вида Его Божественной Личности, жители местных земель получали необычайное благословение.

«По сей день добродетельные леди и джентльмены этих земель настолько удачливы, что постоянно воспевают славу Господа (хари-наму-санкиртану). Это возможно лишь потому, что Господь пришел туда и бросил Свой милостивый взгляд на эти земли» (Ч.-Б.). 

Так, Господь Вайкунтхи проводил Свои игры ученого в окрестностях Бангладеша. Тем временем, в Навадвипе, Лакшмиприя перестала есть и спать из-за сильного чувства разлуки с Махапрабху. Все члены семьи пытались утешать ее, но бесполезно. Лишь для виду она помещала пригоршню еды в рот, а ночами только плакала. Будучи неспособной выдержать разлуку с Господом Вайкунтхи, Богиня процветания оставила свое бренное тело и воссоединилась со своим вечным супругом. Так, как она Верховная Богиня удачи и наделена всевозможными силами, ей все было под силу. Оставив свою отраженную форму, она возвратилась в свою вечную, изначальную. Ее уход не был подобен обычному человеческому. Для нее разлука с Господом была подобной сильнодействующему яду, поэтому, когда ее укусила змея разлуки, она не могла выдержать разъедающее действие этого яда, и прекратила существование в этом мире (Ч.-Б., Ади, 14.104).

Когда Лакшми-деви покинула этот мир, все члены семьи и друзья глубоко опечалились. Шачи-мата полностью была поглощена горем. Всезнающему Господу стало известно, что что-то произошло, и Он вернулся домой вместе с множеством учеников и достояниями, заработанными посредством учительства. Узнав об уходе Лакшмиприи, Он, подобно смертным людям, очень опечалился. Потом Он утешил Свою мать и дал ей множество трансцендентных наставлений.

 

Шачи-мата постаралась усмирить свою печаль, тогда как Шри Гаурасундар продолжил проводить Свои игры ученого.