Сита, супруга Адвайты Ачарьи

Шри Сита Тхакурани достойна такого же поклонения, как и Шачи-деви, мать Вселенной. Она – вечная супруга Шри Адвайты Ачарьи. Ее отцом был Шри Нрисимха Бадури. Она вышла замуж за Адвайта Ачарью в Пхулия Нагаре. После свадьбы Адвайта Ачарья отправился в Навадвипу и поселился в Шантипуре. Сита Тхакурани всегда пытала родительскую любовь к Шри Гаурасундаре Прабху, и часто наставляла Джаганнатху Мишру, как нужно заботиться о мальчике. Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, описывая празднование рождения Господа в доме Джаганнатха Мишры, уделяет особое внимание положению Шри Ситы Тхакурани. Все три мира поклонялись ей. Следуя указаниям Адвайты Ачарьи, Сита Тхакурани пришла посмотреть на несравненного новорожденного малыша, принеся с собой подарки.

 

Накануне явления сына, Джаганнатха Мишра, увидев знаки о скором явлении малыша, отправил послание Адвайте Ачарье в Шантипур о том, что долгожданный ребенок скоро родится. Новость о явлении особого малыша погрузила Адвайту Ачарью в неземное блаженство. Вместе со Шри Харидасом Тхакуром они приняли омовение в реке, и, после длительных пений и танцов, Адвайта Ачарья послал Свою жену в Маяпур.

В «Гаура-ганодеша-дипике» сказано, что Шри Сита Тхакурани является Йогамаей. «Гаура-паршада-чаритвали» говорит, что в лилах Кришны она была Пурнамаси, матерью Сандипани Муни, бабушкой Мадхумангала и Нандимукхи, а также ученицей Нарады Муни. (Между тем, в «Гаура-ганодеша-дипике» сказано, что Пурнамаси из Кришна-лилы стала Шри Говиндой Ачарьей в Чайтанья-лиле). В Двапара-югу, во время празднования рождения Кришны, она была в доме Нанды, и советовала им с Яшодой, как заботиться о ребенке. «Чайтанья Чаритамрита» описывает визит Ситы Тхакурани в дом Джаганнатхи Мишры следующим образом:

«Однажды, вскоре после рождения Господа Чайтаньи Махапрабху, Сита-деви, жена Адвайты Ачарьи, чтимая всем миром, с разрешения своего супруга отправилась взглянуть на дивное дитя, взяв с собой всевозможные подарки и подношения. Сита Тхакурани принесла с собой различные золотые украшения, среди которых были ручные и ножные браслеты и ожерелья. Среди ее подарков были также оправленные в золото тигриные когти, шелковые с кружевами пояски, ножные и ручные украшения, красочные шелковые сари и шелковая детская одежда. Младенцу были преподнесены золотые и серебряные монеты и много других дорогих подарков. Прибыв в дом Джаганнатхи Мишры на закрытом паланкине в сопровождении своих служанок, Сита Тхакурани привезла с собой множество даров, приносящих удачу: свежую траву, необрушенный рис, горочану, куркуму, киноварь и сандаловую пасту.

Когда Сита Тхакурани с угощениями, нарядами и другими подарками прибыла в дом Шачидеви и увидела новорожденного, она была поражена, ибо Он выглядел точь-в-точь как Кришна из Гокулы — только цвет Его тела был другой. Сита Тхакурани не могла нарадоваться, видя, как сияет духовным светом тело младенца, как чудесно соразмерны все части Его тела, как будто отлитого из золота, и, рассматривая благоприятные знаки на Его дивном теле, она была охвачена таким сильным материнским чувством, что ей показалось, будто сердце ее стало таять. Она благословила младенца, положив Ему на голову свежую траву и необрушенный рис со словами: «Будь благословлен долгой жизнью». А чтобы защитить младенца от духов и ведьм, она нарекла Его Нимаем.

В день, когда мать и сын в первый раз после родов омылись и вышли из родильных покоев, Сита Тхакурани подарила им украшения и наряды, а также выразила свое почтение Джаганнатхе Мишре. После того как Шачи-деви и Джаганнатха Мишра, в свою очередь, почтили ее, Сита Тхакурани, довольная и счастливая, вернулась домой».

С этого дня Сита Тхакурани часто приходила в Маяпур из Шантипура, чтобы учить Шачи-мату, как ухаживать за новорожденным. Она давала наставления, как растить ребенка. Она помогала смотреть за ним, а потом возвращалась в Шантипур. Когда пришло время проводить торжество по поводу дня рождения малыша, почтенная Сита Тхакурани первой предложила новые одежды ребенку.

У Адвайты Ачарьи был дом и в Навадвипе. Время от времени Он там жил, обсуждая Кришна-катху со Шривасом и купаясь в волнах блаженства до самого рассвета. После явления Шри Гаурасундары, все преданные, включая Шри Адвайту Ачарью и Ситу Тхакурани, молились, чтобы ребенок долго жил и Ему всегда сопутствовала удача.

Сита Тхакурани и Шачи-деви были единомышленницами – для них Нимай стал жизнью и душой. Каждый день Сита Тхакурани приходила к Шачи-деви, и помогала ей заботиться и воспитывать мальчика. Божественный ребенок все больше и больше радовал глаза и умы всех преданных, подобно тому, как растущая Луна с каждым днем становится все ярче и ярче.

Через несколько лет, когда сын Джаганнатхи Мишры Вишварупа, старший брат Нимая, подрос, он неожиданно принял санньясу. Это доставило мучительную боль Джаганнатхе Мишре и Шачи-деви. Гаурасундар тоже встревожился и опечалился в разлуке с братом. В то время Адвайта Ачарья и Сита Тхакурани всячески утешали Джаганнатху Мишру и Шачи-деви, помогая заботиться о Нимае.

Явив Свои детские лилы, Нимай постепенно перешел в юношеский возраст. Некоторое время спустя Он отправился в Гаю, где явил Свою истинную форму и цель. Вернувшись из Гаи, Он собрал всех преданных в Шриваса-ангаме, чтобы начать киртан. Тогда Адвайта Ачарья забрал Ситу Тхакурани из Шантипура в Маяпур, где они могли поклоняться лотосным стопам Шри Чайтаньи.

Со временем Шри Гаурасундар начал в Навадвипе Свои киртана-лилы. А затем, желая освободить падшие души, он принял санньясу, и в полубезумном состоянии побежал через джунгли в направлении Вриндавана искать Шри Кришну. Узнав об этом, Шри Сита Тхакурани провела четыре дня рядом с Шачидеви, которая, лежа на земле, умирала от разлуки, как будто солнце навсегда покинуло небеса, оставив мрак.

Шри Чайтанья Махапрабху, будучи связанным узами любви, так и не смог дойти до Вриндавана, но возвратился в Шантипур. К Адвайте Ачарье и Сите Тхакурани как будто бы вернулась жизнь. После четырехдневного поста, Шри Гаурасундар принял прасад, приготовленный Ситой Тхакурани.

Еще до принятия санньясы Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху частенько навещали Адвайту в Шантипуре, где проводили фестивали, днями и ночами совершая кришна-нама-лила-киртан. Великолепие этого описано Шри Парамешварой дасом Тхакуром в «Шри Пада-калпатару»:

«Однажды Господь приехал в храм Шри Адвайты. Вместе с Нитьянандой и Адвайтой Они весело начали обсуждать возможность проведения фестиваля. Слыша это, с улыбкой на устах, к Ним вошла Сита Тхакурани. Сладкими речами, которые приводят в блаженство умы тех, кто слушает, сын матери Шачи заявил, что фестиваль должен состояться. Он сказал: «О Сита Тхакурани, мы разошлем приглашения всем вайшнавам, живущим рядом. Пусть каждый, кто слышит наше пение, резонирующее в воздухе, приходит и присоединяется к нам. Мы приглашаем всех». Сказав так, Гаурасундар дал указания преданным: «Ты, пригласи вайшнавов. Ты, подготовь мридангу и караталы. Ты, приготовь сандаловую пасту и агуру для распространения. Подготовьте гхат. Делайте все тщательно, предлагайте преданным гирлянды и приглашайте их в круг для громкого киртана».

Преданные последовали приказам Махапрабху и с большой любовью, подготовив гирлянды, сандаловую пасту, орехи бетеля, гхи, мед, молоко и все остальное, что было необходимо для поклонения Господу. Различные дары и ароматные изделия для преданных и Господа раздавались надлежащим образом. Киртан начался в полдень. Все пели «Хари! Хари!», а мриданга делала весь киртан особенным. Так Парамешвара дас плавает в наполненных расой играх Господа».

После того, как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу и поселился в Джаганнатха Пури, Шри Адвайта Ачарья и Сита Тхакурани, вместе с сыном Ачьютанандой, каждый год навещали Его. Однажды Сита Тхакурани приготовила любимые блюда Господа и пригласила Его в дом на обед. Чтобы доставить удовольствие Своим преданным, Господь, всегда поглощенный кришна-намой, принял их приглашение и почтил прасад в их доме. Сита Тхакурани всегда относилась к Нему, как к собственному сыну. И Сам Господь тоже относился к ней с той же любовью и почтением, как к Шачи-деви. У Ситы Тхакурани было трое сыновей – Ачьютананда, Кришна Мишра и Гопала Мишра, которые стали последователями Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

В соответствии с «Бхакти-ратнакарой», отца Шри Ситы Тхакурани звали Нрисимха Бадури. У нее также была сестра, Шри. В «Гаура-ганнодеша-дипике» говорится, что Шри – это пракаша или проявление Йогамайи (йогамайа бхагавати, грихини тасйа сампратам, сита рупенаватирна, «шри» намни тат пракашатах).