Хари-канта д.д. Шрила Прабхупада о Мирабаи

 

Мирабаи (Мира) - поэтесса, святая 16-го столетия.

На сегодняшний день не осталось четкого описания жизни Мирабаи. Разные исследователи приходят к разным заключениям насчет деталей ее жизни: в каком настроении она поклонялась Кришне, кто был ее гуру и был ли он вообще, встречалась ли она с Рупой Госвами или нет и так далее.

На одном форуме у меня состоялся диспут с вайшнави по этим вопросам, в результате чего я провела исследование какого мнения в отношении нее придерживался Шрила Прабхупада и Гаудия-ачарьи. Чем и хотела бы поделиться.

 

Но вначале приведу краткое описание жизни Мирабаи для тех, кто совсем с ней не знаком. Мира родилась как дочь царя Раджпутов. В детстве, наблюдая за свадебной процессией, она спросила маму где ее жених. Мать указала ей на Гиридхари, Божество Кришны, сказала: «Вот твой муж». Мира приняла это близко к сердцу и взрастила в себе любовь к нему как к единственному мужу. Когда она подросла, ее выдали замуж за принца соседнего королевства, но войдя в дом, она отказалась менять свою религию (новая семья поклонялась Дурге) и жить с мужем как законная жена. Ее муж уважал ее выбор, даже построил ей отдельный дворец, где бы ей никто не мешал. Но так как она стала нарушать правила, ограничивающие общение женщин, а тем более царственных особ с посторонними людьми (она уходила из дворца без позволения, танцевала и пела с простыми людьми, разговаривала со святыми-мужчинами), то ее шурин, царь той провинции несколько раз пытался ее убить: подсыпал ей яд и т.д. Она выпила яд и осталась жива, так же происходило и в других попытках убийства. В итоге она убежала совсем из дворца, пошла во Вриндаван, где встретилась с Рупой Госвами. Оставила она этот мир, войдя (растворившись) в Божество Кришны в Двараке. После нее остались многочисленные бхаджаны, которые она сочинила. До сих пор есть ее последователи-женщины, которые пытаются идти ее путем.  

*****

Первое, что нужно понять – это, что Прабхупада высоко отзывался о ней, в отличии от некоторых своих духовных братьев из Гаудия-матха, которые называли ее проявления любви простыми сентиментами:

«Как Мирабаи. Она играла с куклой Кришны и позже стала преданной очень высокого уровня». (Лекция по Бхагавад-гите 6.40-42, Нью-Йорк, 16 сентября 1966)

*****

«Репортер: Как вы думаете, Мирабаи преданная?

Прабхупада: Да. Она была преданной.

Репортер: Да. У нее было ощущение присутствия (Кришны).

Прабхупада: О, да.

Репортер: Непосредственный диалог.

Прабхупада: О, да. Иначе она бы не смогла сказать царю: «Нет, ты не мой муж, у меня уже есть мой муж, Гиридхари».

(Беседа в комнате с репортером из Журнала Исследователей, 24 июля 1973, Лондон)

*****

Мира была современницей Господа Чайтаньи и даже слагала бхаджаны про Него.

«Гость (1): Мира была преданной Кришны, ее песни очень трогают меня. В Индии она очень популярна.

Аллен Гинсберг: А вы вообще используете ее песни тут?

Прабхупада: Да, в Индии песни Миры очень популярны. Преимущественно они написаны на Хинди, а некоторые искажены. Но Мира была преданной. Она видела Рупу Госвами, своего современника. Она написала много поэзии о Господе Чайтанье.

Аллен Гинсберг: О, она была современницей Чайтаньи?

Прабхупада: Да.

Аллен Гинсберг: Они встречались?

Прабхупада: Нет. Она признавала, что Господь Чайтанья это Кришна, и она написала поэзию, песню: «Сейчас Ты оставил Свою флейту и принял посох санньяси». Подобным образом она написала замечательную поэзию. «А где Твои волосы и павлинье перо? Теперь твоя голова обрита». Таким образом. Мира признавала. Ее жизнь также замечательна. Ее отец дал ей маленькую куклу Кришны для игр и она развила любовь к Кришне как к мужу. И когда ее выдали замуж.. Она была принцессой, дочерью царя и ее выдали замуж за другого принца».

(Беседа в комнате с Алленом Гинсбергом, 13 мая 1969, Огайо)

*****

Шрила Прабхупада также высказывает другую, отличную от своих духовных братьев точку зрения по поводу ее встречи с Рупой Госвами – он утверждает, что они вполне встречались:

«Когда Рупа Госвами был во Вриндаване, совершая бхаджан, Мирабаи пришла, чтобы встретиться с ним. Но Рупа Госвами ответил, что он не встречается с женщинами. Они были очень строгими. По крайней мере, история такова… Мира бросила ему вызов: «Я пришла во Вриндаван. И я знаю, что единственный пуруша тут это Кришна, а все остальные женщины. Поэтому как так получается, что Рупа Госвами отказывается видеть другую женщину?» И Рупа Госвами согласился: «Да, я ошибся. Да, Кришна единственный пуруша». (Лекция по БГ, Ахмедабад, 8 декабря 1972)

Рассказывают, что во время встречи, Мирабаи спросила Рупу Госвами почему она не чувствует себя полностью счастливой во Вриндаване. Рупа Госвами спросил ее: «А какие у тебя отношения с Кришной?» Она ответила, что поклоняется ему как мужу. Поэтому Рупа Госвами посоветовал ей идти в Двараку, потому что Вриндаван – это место, где Кришне поклоняются в паракия-расе, как возлюбленному в незаконных отношениях. А Дварака – это место, где Кришна живет в законном браке со Своими царицами.

Действительно ли между ними была такая беседа или нет, но тем не менее все биографы сходятся во мнении, что после Вриндавана Мирабаи отправилась в Двараку, где и провела свои последние дни.

*****

Что касается бхавы Мирабаи, то несколько человек, и в числе них профессор, автор статьи о Мирабаи, которая вошла в книгу «Вайшнави. Сборник статей» (известная русскоязычным преданным) утверждают, что у нее было настроение гопи. Наверное, оттуда пошло такое мнение среди преданных.

Автор статьи пишет о причине, по которой он сделал такой вывод: «Из-за ее необузданной и беззастенчивой любви автор приходит к выводу, что это — гопи, явившаяся в Кали-югу». Но как известно, гопи наоборот прятали от всех свою любовь к Кришне, а законные жены могли спокойно и открыто ее демонстрировать. Поэтому такой аргумент кажется сомнительным особенно в свете других аргументов.

Во-первых, эпизод из ее детства, когда мать, указала на Кришну и сказала Мире, что Он ее муж, с которым пониманием Мира и выросла, указывает на ее настроение законной жены, а не на гопи, которые находились в паракия-расе.

Во-вторых, в одном из самых известных ее бхаджанов «Радж-рани Мира» она сама называет себя царицей, раджа-рани. А гопи – это простые деревенские девушки. Если бы она переняла настроение гопи, то никогда бы себя так не называла.

Третий, не менее важный аргумент, основан на понимании шастр. Известен факт, что Мира ушла из этого мира, войдя в Божество Кришны в Двараке. С этим согласны все авторы биографии Мирабаи.

Также всем известно, что Мира шла путем рагануга-бхакти, спонтанной привязанности. Для того, чтобы идти этим путем, согласно «Бхакти-расамрита-синдху» нужно соблюсти три условия: 1. Следовать по стопам вечного спутника Кришны, который находится в той же бхаве, которую культивирует сам садхака, 2. Постоянно слушать об этом спутнике и его особых отношениях с Кришной, 3. Жить в святом месте, соответствующем настроению садхаки. Если у нее было настроение гопи, а не жены Кришны, то зачем она ушла в Двараку и там вошла в Божество? Она не смогла бы достичь совершенства в Дхаме, чуждой ей по настроению. Конечно, если она была нитья-сиддхой, одной из вечных спутниц Кришны (о чем тоже, кстати нигде не упоминается), то ей это было не важно. Но чисто по-человечески: зачем идти куда-то, где другое настроение, чтобы уйти из этого мира?  

Поэтому я склоняюсь к тому, что выражение Шрилы Прабхупады «она развила любовь к Кришне как к мужу» нужно понимать буквально. Она находилась в настроении законной жены Кришны, а не в настроении гопи.

Собственно поэтому, как пишет один ученик Шрилы Прабхупады в своих воспоминаниях, когда старший ученик начал петь при Прабхупаде бхаджан Мирабаи, Прабхупада остановил его, сказав, что Гаудия-вайшнавам лучше не петь ее бхаджаны, потому что их настроение отличается. Но, конечно, воспоминания – не самый весомый аргумент.

В другом письме он пишет, что не против бхаджанов Миры: «У меня нет возражений насчет песен Мирабаи, но я думаю, Харе Кришна – самое лучшее, понятное всем людям по всему миру. Воспевание трансцендентно и быстро эффективно…» (Письмо ШП Кширодакашайи, 29 января 1970) Но не известен контекст вопроса. Возможно, это был лишь общий ответ, без прояснения особенностей практики.

Однако как бы то ни было, но одну из своих учениц Шрила Прабхупада назвал ее именем – Мирабаи деви даси.

 

Ваша служанка

Хари-канта деви даси.

****************

«I have no objection for Mirabhai’s songs, but I think Hare Krsna is the greatest common factor understandable by all people all over the world. The chanting is transcendental and quickly effective....» (SPL to Ksirodakasayi, 29th January, 1970)

***

«Just like Mirabhai. She was playing with Kåñëa doll and later on she became a very high-grade devotee». (Bhagavad-gétä 6.40-42, New York, September 16, 1966)

***

«Reporter: Yeah. You think Mirabhai was a bhakta?

Prabhupäda: Yes. He was devotee..., she was a devotee.

Reporter: Yes. She had this quality of presence.

Prabhupäda: Oh, yes.

Reporter: Yes. Direct dialogue.

Prabhupäda: Oh, yes. Otherwise, how she could tell the king that, "No, you are not husband; I have got already my husband, Giridhäré."

Reporter: Hm. Yes. And the king sent the poison. Ah? And she drank it».

(Room Conversation with Reporter from Researchers Magazine, July 24, 1973, London)

***

Dr. Patel: One Gosvami refused to see Miräbai, and then she said that "There are only be men at the bhajana, not that... Krisna is the only man..."

Prabhupäda: One thing is, we don't find any authoritative scripture that Méräbai ever met Rüpa Gosvämé, but they say like that in Våndävana. But from the life of Rüpa Gosvämé, we understand that the Gosvämés were so popular in Våndävana that if there was any family quarrel, husband and wife, they used to come to Rüpa Gosvämi to settle up, and automatically he would give the decision, and they would settle up. So how it is possible that he did not see any woman?

(Morning Walk, December 17, 1975, Bombay)

https://www.youtube.com/watch?v=BYw7-vDcvzU