Мадхави, сестра Шикхи Махити

Шри Чайтанья Махапрабху однажды сказал, что у Него есть три с половиной сокровенных преданных. Тремя были Сварупа Госвами, Шри Рамананда Рай и Шикхи Махити, а сестра Шикхи Махити, Мадхави-деви, будучи женщиной, была той самой половиной. Шри Чайтанья Махапрабху имел твердое мнение, что она является служанкой Шримати Радхарани. (Ч.Ч., Ади-лила 10.137, комм ШП)

Мадхави-деви была женщиной преклонных лет и одной из наиболее доверительных преданных Шри Чайтаньи Махапрабху. Ее старшими братьями были Шикхи Махити и Мурари Махити. Вместе со своими братьями она постоянно получала общение Шри Чайтаньи Махапрабху в то время, когда Он находился в Джаганнатха Пури.

Подробнее: Мадхави, сестра Шикхи Махити

Шачи, мать Господа Чайтаньи

Она была дочерью Ниламбара Чакраварти и проживала в Белпукхурии. У Ниламбары было только одна дочь и два сына, по имени Йогешвара и Ратнагарбха.

Отец Шачи деви прежде был пастухом Сумукха, который являлся отцом Яшода-деви. Мать Шачи-деви прежде была Патала-деви, женой Сумукхи в Кришна-лиле.

Шачи-деви была замужем за Джаганнатха Мишрой. До рождения Вишварупы и Вишвамбхары у нее родилось восемь дочерей, которые вскоре умерли.

Подробнее: Шачи, мать Господа Чайтаньи

Малини, супруга Шривасы Пандита

Малини, жена Шриваса и близкая подруга Шачи-деви, вынянчила маленького Нимая. Гаурачандра любил Малини и Шриваса так же сильно, как своих родителей.

Игры Верховного Господа в Навадвипе, описанные в Мадхья-лиле, подобны бесконечному празднику радости и веселья. И наиболее удачливый Шривас наблюдал их, просто находясь в собственном доме. Благодаря самоотверженному и искреннему служению Господу, он, вместе со своей семьей, мог созерцать проявления величайшей экстатической любви Шри Гауранги.

Подробнее: Малини, супруга Шривасы Пандита

Сита, супруга Адвайты Ачарьи

Шри Сита Тхакурани достойна такого же поклонения, как и Шачи-деви, мать Вселенной. Она – вечная супруга Шри Адвайты Ачарьи. Ее отцом был Шри Нрисимха Бадури. Она вышла замуж за Адвайта Ачарью в Пхулия Нагаре. После свадьбы Адвайта Ачарья отправился в Навадвипу и поселился в Шантипуре. Сита Тхакурани всегда пытала родительскую любовь к Шри Гаурасундаре Прабху, и часто наставляла Джаганнатху Мишру, как нужно заботиться о мальчике. Шри Кришнадас Кавирадж Госвами, описывая празднование рождения Господа в доме Джаганнатха Мишры, уделяет особое внимание положению Шри Ситы Тхакурани. Все три мира поклонялись ей. Следуя указаниям Адвайты Ачарьи, Сита Тхакурани пришла посмотреть на несравненного новорожденного малыша, принеся с собой подарки.

Подробнее: Сита, супруга Адвайты Ачарьи

Джангали, ученица Ситы-деви

Согласно «Премавиласе», у Ситы-деви была женщина-ученица, Джангали, с именем которой связана интересная легенда. По всей видимости, она была женщиной бесстрашной и практиковала преданное служение в уединении в джунглях, кишащих дикими животными, такими, как медведи и тигры (поэтому у нее было такое имя). Однажды неподалеку от ее обители охотился бенгальский шах и, увидев ее, очень привлекся ее красотой. Когда он попытался овладеть ею, то с удивлением обнаружил, что она превратилась в мужчину.

Подробнее: Джангали, ученица Ситы-деви

Лакшмиприя, первая супруга Шри Чайтаньи

Когда-то в Навадвипе жил брахман-пандит по имени Шри Валлабха Ачарья. У него была очень красивая дочь с хорошими манерами, ни в чем не уступавшая самой Лакшмидеви, и звали ее Лакшмиприя. Подумав, что настало время выдавать дочь замуж, Шри Валабха Ачарья позвал за сваху Ванамали Ачарью.

Ванамали Ачарья посчитал, что лишь Нимай Пандит (Шри Чайтанья) может быть наилучшей парой для дочери Валлабха Ачарьи, и отправился к Шачи-мате.

Подробнее: Лакшмиприя, первая супруга Шри Чайтаньи

Джахнави, супруга Господа Нитьянанды

Шри Сурьядас Саракхела жил в Шалиграме. У него было пять братьев: Дамодара, Джаганнатха, Гауридаса, Кришнадаса, и Нрисимха Чайтанья. Имя его отца – Шри Камсари Мишра, а матери – Шри Камала-деви. Сурьядас работал казначеем короля, и поэтому был удостоен звания «Саракхела».

   У Шри Сурьядаса Саракхелы было две дочери. Старшую звали Шри Васудха, а младшую – Шри Джахнави.

Подробнее: Джахнави, супруга Господа Нитьянанды

Ганга, дочь Нитьянанды Прабху

Говорится, что сразу после ее рождения Абхирам Тхакур распростерся перед ней. Этот поступок был скорее проверкой, чем выражением почтения. Поклоны Абхирама таили в себе опасность и могли принести дурные плоды. На самом деле, несколько новорожденных детей Васудхи-деви, первой супруги Нитьянанды Прабху умерли сразу после того, как Абхирама выразил им почтение подобным образом. Однако Ганга выдержала испытание и таким образом заявила о себе как о личности очень могущественной, поэтому Абхирам стал утверждать, что она является воплощением Ганги, написав поэму из 20 стихов в ее честь. Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике», ее муж Мадхава Чхаттопадхьяй в своем предыдущем воплощении был Шантану. Их семья поселилась в деревне Джират на западном берегу Бхагиратхии, а их потомки продолжают выполнять обязанности инициирующих гуру в вайшнавской традиции.

Хемалата Тхакурани, дочь Шриниваса Ачарьи

Хемалата Тхакурани была дочерью Шриниваса Ачарйи. Она неоднократно упоминается как ученица Харинараяна, царя Шикхарабхуми как надлежаще инициированная им и как одна из наиболее значимых последователей. Будучи высокообразованной и сильным проповедником, ее сравнивали с Джахнава-деви в распространении движения в Бенгалии. Она была одаренным и самоотверженным лидером, давая посвящения мужчинам и женщинам в Гаудия-вайшнавскую традицию. Хемалата Тхакурани является автором богословского текста «Манави-виласа». Она больше всего известна из-за той роли, которую сыграла в изгнании Рупы Кавираджа, лидера бросившего вызов Гаудия-ортодоксии в начале XVIII века. Говорят, что она сорвала с его шеи кантхималы, чтобы показать, что он больше не достоин общества вайшнавов.  

Подробнее: Хемалата Тхакурани, дочь Шриниваса Ачарьи

Вишнуприя и Кринаприя Тхакурани

Эти две сестры представляют новый тип женщин в истории Гаудия Вайшнавизма: они были монахинями, жизнь которых по аскетизму и преданности сравнима с жизнью монахов-мужчин, с которыми они общались. Дочери главного ученика Нарроттамы Даса, Ганганараяна Чакраварти, они получили инициацию у своего отца по совету самого Нароттамы. Некоторое время они жили на Радха-кунде во Врадже. Их репутация была достаточна для того, чтобы им доверили заботиться о Говардхана-шиле Рагхунатхи даса, данной ему самим Шри Чайтаньей. Шилу им доверил Мукунда, ученик Кришнадаса Кавираджа (который, в свою очередь, получил ее от Рагхунатха). Это само по себе было необычным поступком, вызвавшим определенные разногласия в консервативном сообществе.

Подробнее: Вишнуприя и Кринаприя Тхакурани